Публикация 04.01.2012
 
 

                     Публикация  4.01.2012

 
 
 
 
 
 
 


Аудитория П-6

3 декабря 2011 года  в аудитории П-6
 

Пирамида Кукулькана

Пирамида бога Кукулькана в Чичен-Ице
(высота 72 метра)
 

Молодой Кнорозов

Ю.В. Кнорозов (1922 -1999)
 

 

 Встреча за год до конца света

В один день с Ломоносовым - 19 ноября - родился другой великий российский ученый, выпускник МГУ Ю.В. Кнорозов.  Если бы не он, мы бы ничего не знали о предупреждении календаря древних майя - потрясениях, которые должны обрушиться на планету в конце последнего года эры «Пятого Солнца», т.е. в декабре 2012 года.

 Уже при жизни Кнорозова сравнивали с Жаном-Франсуа Шампольоном (1790-1832), раскрывшим тайну египетских иероглифов. Роднит их и возраст, в котором были сделаны самые главные их открытия - 30 лет. В 20 лет Шампольон владел (свободно читал и говорил) 14-ю языками, с десяток языков знал к этому возрасту и Кнорозов (он связывал свои способности к языкам с травмой головы, полученной в детском возрасте). С точки зрения науки, интеллектуальный прорыв российского ученого гораздо весомее: во-первых, у него не было билингвы (одного текста, написанного на разных языках), а во-вторых, ему пришлось  подбирать ключи для дешифровки неизвестных систем письма, определять тип письма, основываясь лишь на самих «зашифрованных» текстах.

Его биография также во многом представляет собой шифр для тех, кто хотел бы поближе с ней познакомиться.  Официальным - по паспорту - днем рождения Ю.В. Кнорозова считалось 19 ноября 1922 г. Однако сам он утверждал, что в действительности родился 31 августа. Причем к обеим датам относился одинаково серьезно, так что приходилось поздравлять его два раза в год.  В «официальной» биографии, которую  Кнорозов надиктовал своей ближайшей ученице к.и.н. Галине Ершовой (ныне директор московского Центра Мезоамериканских исследований  имени Ю.В. Кнорозова РГГУ) - эта биография разошлась в Интернете по многочисленным сайтам - видны и его попытки скрыть свое нахождение на оккупированной немцами территории Украины (поступление в МГУ якобы в 1940 году вместо 1943-го), и загадочное умалчивание обстоятельств приобретения двух редчайших для СССР книг по истории майя. И это при том, что для «компетентных» органов факт нахождения В.А. Кнорозова на оккупированной территории (в общем-то, незначительный в сравнении с его заслугами перед мировой культурой) не был секретом - и, соответственно, по неписанным законам того времени делал ученого «невыездным».

Термин «Мезоамерика», или «Средняя Америка», был введен в научный обиход в 1943 году немецким ученым и антропологом Паулем Кирхгофом. Он означает историко-культурный регион, простирающийся от центра Мексики до Гондураса и Никарагуа.  Еще до Второй мировой войны этот регион, родина цивилизаций ацтеков и майя, считался одним из главным хранилищ оккультных тайн - неслучайно для охоты за знаменитыми хрустальными черепами майя Гитлер посылал  туда несколько экспедиций.  Проникновение в тайны исчезнувших цивилизаций, очевидно, немыслимо без прочтения оставшихся от этих цивилизаций текстов. К XX веку остались всего три бумажных кодекса, хранящихся в европейских музеях, и многочисленные надписи, выбитые в камне.

«— Простите, не поверю, — ответил Воланд. — Этого не может быть. Рукописи не горят!»
  (М. Булгаков,  
«Мастер и Маргарита»)

Епископ де Ланда на знаменитом аутодафе в Мани (1562 год) сжег не все кодексы. Некоторые из сохранившихся переписывались вплоть до XVIII века, пока индейцы не перешли на латиницу. После чего листы с древними знаниями были постепенно съедены термитами.  Метод «позиционной статистики» Кнорозова позволил расшифровать древние тексты, благодаря чему государства Мезоамерики получили и уходящую в глубь тысячелетий историю, и средства для сохранения памятников древней культуры.  В этом плане награждение российского ученого высшими орденами  для иностранцев Гватемалы и Мексики представляется совершенно заслуженным.

Расшифровка текстов  майя породила новые загадки,  явив миру множество «парадоксов истории» этой древней цивилизации.   Археологи не понимают, зачем майя строили длинные дороги (из обнаруженных некоторые достигают 100 км в длину): загадочный народ не имел ни колес, ни животных для перевозки грузов, а строительство этих дорог через непроходимые джунгли являлось титанической работой.  Дело в том, что орудия труда, которые  использовались, были примитивными, на уровне каменного века: только из дерева и камня. Майя не знали металлов, плуга, гончарного круга. Монументальные сооружения архитектуры воздвигались без механизмов,  исключительно мускульной силой человека. Однако в каждом городе имелась своя  обсерватория, в них велись  наблюдения за Солнцем, планетами и далекими туманностями. Астрономические познания майя поражают. Они имели представления о таких циклических процессах во Вселенной, для определения продолжительности которых необходимы наблюдения за звездами на протяжении по крайней мере 10 000 лет или же - для расчетов -  серьезные познания в небесной механике. 

 В рационально-интеллектуальном климате XXI века не модно серьезно относиться к пророчествам о конце света - принято считать их продуктом суеверных умов и игнорировать. Но, если считать достижения майя в астрономии знанием, полученным от существовавших  ранее высокоразвитых цивилизаций, да еще учитывать расчеты современных астрономов о начале нового галактического года в декабре 2012 года, то, может, стоит хотя бы предположить  повышение выше обычного уровня катаклизмов в наступившем году и не строить планов, связанных с большими перелетами?  Последняя, 78-я, страница Дрезденского кодекса содержит предупреждение о том, что концом эры Пятого Солнца  будет потоп, который Небесный Крокодил прольет на Землю.   Что ж, через год посмотрим (если будем живы)! За подробностями отсылаю  интересующихся к фильму «Последнее предсказание майя».

Надеюсь все же, что наша «глобальная» встреча, намеченная на май 2013 года, состоится. За это были подняты бокалы на традиционной зимней встрече выпускников ВМК  3 декабря 2011 года.  Состоялась, как всегда, официальная часть - общение с руководством факультета. Были накрыты банкетные столы в переоборудованном под столовую кафе «Воробьевы горы»  (жаль все же утраченный уютный интерьер).  Мы посмотрели прекрасный музыкальный спектакль по мотивам сказки Перро «Золушка», подготовленный студенческим «Театром++». Традиционного бала, как такового, не было: спонсоры-выпускники отказались финансировать приглашение «живого» оркестра в виду малого количества посещающих  мероприятие. Все силы Галины Кабалевской, исполнительного директора Сообщества выпускников ВМК, в этом году ушли на подготовку к изданию шикарного буклета-альманаха о ВМК (3-й выпуск); необходимую же работу с выпускниками - представителями своих курсов - она решила оставить на «потом».  Благодаря проведенной предварительной работе (в этот раз вся она легла на Таню Матвееву) ВМК-78  вновь оказался на встрече самым многочисленным курсом.  Душевное общение было продолжено в лаборатории Николая Макарова-Землянского. Очень хотелось бы, чтобы традиция декабрьских вечеров не угасла - так, чтобы о них говорилось: время и место встречи изменить нельзя!

Фотогалерея встречи -
здесь .

  Редактор сайта     Вячеслав Губочкин 

История дешифровки кодексов майя

Испанский епископ Диего де Ланда прославился сожжением аутентичных текстов майя и своей попыткой в разговорах с индейцами соотнести латиницу и иероглифическое письмо. Он прибыл на Юкатан в 1549 году и рьяно принялся искоренять язычество, используя пытки и костры, на которых сжигали непокорных.

Цивилизация майя насчитывала более трех тысячелетий. У индейцев была своя письменность, сохранялись библиотеки рукописных бумажных книг, называемых кодексами. Кодексы не имели переплёта и складывались гармошкой. Де Ланда писал про индейцев майя: «Эти люди употребляли также определённые знаки или буквы, которыми они записывали в своих книгах свои древние дела и свои науки. По ним, по фигурам и некоторым знакам в фигурах, они узнавали свои дела, сообщали их и обучали. Мы нашли у них большое количество книг с этими буквами, и, так как в них не было ничего, в чем не имелось бы суеверия и лжи демона, мы их все сожгли; это их удивительно огорчило и причинило им страдание».

Епископа удивляла цивилизация центрально-американских индейцев. Он вёл записи о нравах и обычаях майя и даже попробовал с помощью грамотных индейцев установить соответствие между испанским алфавитом и иероглифами майя, которые он принимал за буквы туземного алфавита. Записи Ланды нашёл в испанских архивах и опубликовал триста лет спустя французский исследователь Брассёр де Бурбур. 

Однажды, после долгой работы по систематизации иероглифов и перевода со староиспанского записей Ланды, Кнорозов погрузился в некий транс, в котором словно подслушал диалог между индейцем и испанцем, одним — смуглым и полуголым, другим — бледным, в тёмной глухой одежде.

 — Вот испанский алфавит... — епископ произносит вслух названия первых букв латинского алфавита. — Теперь напиши мне знаки вашего языка, соответствующие этим буквам! Индеец майя угрюмо слушает монаха. Он ненавидит епископа-пришельца, который беспощадно уничтожает книги и культуру его народа. Индеец понимает, что епископ требует невыполнимого — у майя нет трёх десятков букв, из которых можно составлять слова, как это делают европейцы.

Усмехнувшись, индеец выполняет требование епископа на свой лад. Он прислушивается к названиям латинских букв и записывает тот иероглиф майя, который звучит примерно так же, как звуки, вылетающие изо рта епископа, — каждая буква любого алфавита при назывании превращается в слог: буква К — в «ка», а буква Л — в «эль». Вот индеец и привёл наиболее близкие к звучанию этих слогов иероглифы.  
         (из «Сказки о русском лингвисте
       Кнорозове»  Николая Горькавого)

Кнорозов очнулся от странного сна. Он понял, что индеец передал иероглифами звучание названий латинских букв!  Звуки речи или фонетика — вот ключ к разгадке письменности майя, и он хитро скрыт в книге недалёкого варвара Ланды. Тем самым книга хоть частично восполняет тот урон, который неистовый монах нанёс мировой культуре, сжигая бесценные книги древней цивилизации.

В 1952 году Кнорозов опубликовал статью, в которой предложил новый принцип расшифровки иероглифов майя. Молодой учёный обосновал идею, что иероглифы майя можно читать вслух. Каждый из них соответствует не предмету или букве, а отдельному слову или слогу, а из слогов можно составить множество слов, т.е. тип письма - фонетический, морфемно-силлабический.

 Кнорозов дешифровал три сохранившиеся иероглифические рукописи майя - Парижскую, Мадридскую и Дрезденскую. Оказалось, что в текстах всех трех рукописей встречается 355 самостоятельных знаков.

Начало истории расшифровки рукописей майя относится к 1822 году - именно тогда в Лондоне появилось сообщение капитана драгун Антонио дель Рио о майяских руинах в Паленке (Юкатан, Мексика). Шесть лет спустя Александр фон Гумбольдт впервые опубликовал пять страниц неизвестной рисованной рукописи из Мексики, хранившейся с 1793 г. в Дрезденской королевской библиотеке. Американист Константин Самюэль Рафинеске-Шмальц первым обнаружил несомненное сходство между знаками на монументах Паленке  и в библиотечном манускрипте. В 1832 г. он сообщил о своих догадках Шампольону, сделав вывод о том, что чтение рукописи может оказаться ключом к чтению «монументальных» надписей. Таким образом, Рафинеске-Шмальца по праву можно назвать основоположником исследований по майяской иероглифике. В последующие 30 лет были обнаружены еще два кодекса и, наконец, рукопись Диего де Ланды «Сообщение о делах в Юкатане». Затем последовали экспедиции в мир древних майя - на Юкатан и в Центральную Америку, и находки посыпались одна за другой. Началась обработка материалов.

В 1930-40 годах главным авторитетом в майянистике считался американский профессор Эрик Томпсон, который собрал, исследовал и опубликовал богатейшие материалы по цивилизации майя. Однако, не сумев постичь тайну  письма майя,  дешифровку их рукописей он сводил к смысловой интерпретации отдельных знаков, т.е. к бесконечным толкованиям и перетолкованиям произвольно взятых из контекста иероглифов. Такой путь неизбежно заводил в тупик, поскольку был оторван  от задач языкознания. Томпсон также не верил, что письмо майя фонетическое, заявляя: «Ланда ошибся в попытке получить алфавит майя у своего осведомителя. Знаки майя обычно передают слова, изредка, может быть, слоги сложных слов, но никогда, насколько известно, - буквы алфавита».

Немец Пауль Шелльхас в своей статье 1945 года подытожил пессимистический взгляд Томпсона на возможность дешифровки.

Статья  Кнорозова 1952 года, опубликованная в журнале «Советская этнография», по существу, бросала вызов американскому профессору и многочисленным сторонникам его школы «ребусного письма», призывая ученых всего мира не сидеть сложа руки в  созерцании замысловатых знаков, оставленных жрецами майя, а начать новое всеобщее наступление на их сокровенную тайну. Он утверждал, что рукописи и надписи майя можно прочесть и перевести на любой другой язык, в том числе и русский. Юрий Кнорозов не скрывал и «оружия», которым намеревался преодолеть вековое молчание древних рукописей,  — оригинальную систему дешифровки, основанную на разработанном им принципе «позиционной статистики». В своей статье в мексиканском журнале «Ян» Томпсон в крайне резкой форме прорецензировал работу Юрия Кнорозова, категорически и уже в который раз отрицая наличие в письме майя фонетических знаков, а также достоверность «алфавита Ланды». Однако  вскоре даже ближайшие ученики Томпсона стали «кнорозовистами»: работы русского ученого на практике  показали ясный свет  в конце казавшегося ранее бесконечным  тоннеля.

После прочтения рукописей начались исследования надписей на керамических сосудах и монументальных памятниках.  В кратких статьях о мезоамериканском календаре, игравшем огромную роль в создании и существовании всех цивилизаций региона, Кнорозов дал широкую панораму истории календарных реформ в Мезоамерике; календарная обрядность впервые превращена им в источник для реконструкции структуры власти и истории борьбы за власть в ранних государствах.  Он постоянно обращался к теме общего происхождения мезоамериканского письма, «подбираясь», как он говорил, к дешифровке так называемой эпи-ольмекской письменности - цивилизации ольмеков, которая продолжилась в цивилизации майя. Окончательные итоги исследований ученого в области письма майя были изложены им в двух капитальных монографиях – «Письменность индейцев майя» (1963 г.) и «Иероглифические рукописи майя» (1978 г.).

 

«2012. Последнее предсказание майя»,  2009 год
 
- документальный фильм
 об исследовании ученым из США
А. Маловым  Дрезденского кодекса майя, города Чичен-Ица,
 обстоятельств конца предыдущей эры - 4-го Солнца.
Картинка Солнечной системы  и Млечного пути на 21.12.2012 . Рекомендую!
В онлайне можно посмотреть

здесь

Видевший сквозь время

Будущий дешифровщик рукописей майя Юрий Валентинович Кнорозов родился 19 ноября 1922 года под Харьковом, в семье русских интеллигентов. В пятилетнем возрасте получил  удар в голову крокетным мячом, сильно нарушивший его зрение.  С трудом зрение удалось восстановить. Видимо, это была своего рода «колдовская травма», открывшая ему особые способности, как рассказывал потом Кнорозов. В школе он отличался своевольным поведением и неуспеваемостью по отдельным предметам, из-за чего после окончания 7 классов был вынужден два года учиться на рабфаке. В 1939 г. Юрий поступил  на исторический факультет Харьковского университета, два курса которого закончил к началу войны.

В сентябре 1941 года Кнорозова,  невоеннообязанного по состоянию здоровья, привлекли к строительству оборонительных сооружений. До февраля 1943 года он находился на оккупированной территории, заботясь о пропитании 60-летней матери и скрываясь от мобилизаций (см. автобиографию здесь ).  В октябре 1943 г. он приехал в Москву и был зачислен на 2-й курс истфака МГУ. В феврале 1944 г. был призван в армию, служил в части по ремонту автомобилей. Победу Юрий Кнорозов  встретил под Москвой телефонистом 158-го артиллерийского полка резерва ставки главнокомандующего.  В 1945 году к нему  попали (подробности он никому не рассказывал)  две исключительно важные для его  дальнейшей судьбы книги: 1) «Сообщение о делах в Юкатане» (1566) францисканского монаха ХVI века Диего де Ланды в публикации Брассёра де Бурбура (Париж, 1864) и 2)  «Кодексы майя»  братьев Вильякорта (Гватемала, 1930) - при том, что индейцами майя он в тот момент не интересовался. Предположительно, книги были вывезены из Германии в качестве трофеев советскими офицерами.

Осенью 1945-го Кнорозов  продолжил учебу   на 3-м курсе (кафедра этнографии) истфака МГУ, где углубился в египтологию и синологию. Особо интересовался древними системами письма, в частности восточными иероглификами, средневековой японской и арабской литературой, а также шаманскими практиками. Дипломную практику проходил в Казахстане, участвовал в шаманском зикре. После окончания МГУ в 1948 г. работал в Хорезмской экспедиции как сотрудник московского отделения Института этнографии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая.  В 1949 г. Юрию Кнорозову попалась на глаза статья немецкого исследователя Пауля Шелльхаса под названием «Дешифровка письма майя - неразрешимая проблема», опубликованная в 1945 году, но он в вывод автора не поверил: «Как это неразрешимая проблема? То, что создано одним человеческим умом, не может не быть разгадано другим!».  В возможность расшифровки текстов майя научный руководитель Кнорозова, известный этнограф профессор С.А. Токарев также не верил, однако  согласился с темой будущей диссертации, посвященной  кодексам майя: «Молодость - это время бросать вызов».

Поскольку  биография (факт нахождения на оккупированной территории) не давала возможности  Кнорозову  поступать в очную аспирантуру любого вуза,  Токарев в 1949 году  устроил своего ученика младшим научным сотрудником в ленинградский  Институт этнографии АН СССР (Кунсткамера) в сектор народов Америки, где он и проработал до конца жизни, став со временем  главой группы этнической семиотики. Поселился Кнорозов в самом музее - в длинной, как пенал, комнате. От пола до потолка комната была забита книгами, по стенам висели прорисовки иероглифов майя. Из мебели - только письменный стол и солдатская койка.

Первую статью с предварительными результатами дешифровки иероглифики майя («Древняя письменность Центральной Америки») Кнорозов опубликовал в 1952 году в возрасте 30 лет, и она вызвала среди советских этнографов фурор. Утром 29 марта 1955 года он шел по Москве на защиту кандидатской диссертации, не зная, чем все закончится: допускал даже обвинение в ревизии марксизма и арест.  Дело в том, что материалы диссертации противоречили  Ф. Энгельсу («Происхождение семьи, частной собственности и государства»), который вслед за американским этнографом Льюисом-Генри  Морганом утверждал, что в  доколумбовой Америке отсутствовали государства.  Тема диссертации звучала нейтрально: «Сообщение о делах в Юкатане Диего де Ланды как этно-исторический источник». Однако в качестве основной задачи ставилось доказательство наличия государства у индейцев майя и затем обосновывался  фонетический тип их письма. 

 Но все прошло «на ура». Выступление 33-летнего Юрия Кнорозова на ученом совете длилось ровно три с половиной минуты, а результатом защиты стало присвоение ему звания не кандидата, а сразу доктора исторических наук, что в гуманитарных науках практически не случается.  Известие о дешифровке кодексов майя стало научной и культурной сенсацией в Советском Союзе, а вскоре и за рубежом. Казалось парадоксом - ни разу не побывав в Центральной Америке, советский исследователь сделал то, чего не добились  ученые разных стран, годами проводившие полевые исследования среди майя. Не выходя из кабинета, он дешифровал древнее письмо, основываясь на текстах трех сохранившихся рукописей.

Полный перевод иероглифических рукописей майя был опубликован в 1975 году, за что двумя годами позже Ю.В. Кнорозов  был удостоен Государственной премии СССР. Созданная ученым методика дешифровки и семиотического анализа графических систем  была с успехом применена им и его последователями при дешифровке текстов острова Пасхи  и протоиндийского письма.  В 1956 году, на волне международного признания, Кнорозова «выпустили» на Международный конгресс американистов в Копенгагене, после чего на долгие годы  по причине того, что он жил на оккупированной немцами территории, сделали «невыездным».  Лишь в 1990 году он смог осуществить свою давнюю мечту - по приглашению президента Гватемалы Винисио Аревалы посетил родину индейцев майя полуостров Юкатан. Там ему была вручена Большая Золотая медаль. Кнорозов также побывал в мексиканской части Юкатана, посетил города древних майя Паленке и Чичен-Ица. В 1995 г. в посольстве Мексики в Москве ему был вручен серебряный Орден Ацтекского Орла - за исключительные заслуги перед Мексикой, высший орден для иностранцев. 

Научное наследие Ю.В. Кнорозова бережно хранят в Москве. В столичном Российском Государственном Гуманитарном Университете при помощи мексиканского посольства еще при жизни великого ученого был создан Центр мезоамериканских исследований, который теперь носит его имя.
 

 

Юкатан, зона майя

Полуостров Юкатан.
Зона  майя

Развернуть карту

 

 

Каменный календарь Цолькин

 Священный календарь Цолькин
из 260 элементов

Развернуть календарь


 


Дрезденский кодекс
 

Лист Дрезденского кодекса майя - практического пособия
по астрономии для жрецов.
На последней его странице
 - описание конца эры
 Пятого Солнца

 

 

 

 

Ма́йя  — цивилизация  Центральной Америки (юго-восточная Мексика, Гондурас, Гватемала), известная благодаря своей письменности, искусству, архитектуре, математической и астрономической системам. Начала формироваться в 2-м тысячелетии  до н. э. , вобрала в себя культуру вымершей к началу н.э. цивилизации ольмеков. Большинство городов  майя достигло пика своего развития в «классический» период (250—900 гг. н. э.). После завоевания тольтеками в IX-X веках центром государства стал город Чичен-Ица, с конца XII века - город Майяпан. Цивилизация майя была уничтожена в 16 веке испанскими завоевателями. Сохранились развалины свыше 100 городов, наиболее крупные - Чичен-Ица, Копан, Майяпан, Ушмаль, Тикаль. К моменту прибытия конкистадоров цивилизация майя была в глубоком упадке.

Дешифровка цифровых знаков древних майя не составила большого труда для ученых. Причиной тому поразительная простота и доведенная до совершенства логичность системы их счета. Арабская цифровая система, которой сейчас пользуются в подавляющей большинстве стран, была создана в Индии в V веке н. э.  В арифметике античных греков и римлян отсутствовало понятие нуля. Древние майя пришли к использованию позиционного принципа счисления и понятию нуля на целое  тысячелетие раньше Старого Света. Однако запись цифровых знаков, образующих число, они стали вести не горизонтально, а вертикально, снизу вверх, как бы возводя некую этажерку из цифр.  Счет был двадцатеричным, и потому каждое начальное число следующей верхней позиции, или порядка, было в двадцать раз больше своего соседа с нижней полки «этажерки майя». На первой полке стояли единицы, на второй — двадцатки и т. д.

 Календарь майя был создан в классический период их цивилизации. Он был настолько выверен и совершенен, что на протяжении многих сотен лет использовался и другими цивилизациями Мезоамерики: ацтеками, толтеками, инками. Календарная система у майя довольно сложная, в ее основе два главных календаря: Солнечный календарь Хааб и Священный
календарь Цолькин. Солнечный календарь - это 365-дневный бытовой календарь, сродни современному григорианскому, но с достаточно большими отличиями (18 месяцев по 20 дней плюс 5 дополнительных дней). 260-дневный календарь Цолькин (двадцать 13-дневных недель) - религиозно-астрологический. С его помощью жрецы определяли благоприятные дни для проведения тех или иных ритуалов, предсказывали судьбу.  Продолжительность календаря Цолькин связывают с синодическим годом (780 дней) Марса (260 дней х 3 = 780 дней). Начало солнечного года поначалу было 23 декабря.  Древние жрецы знали, что 1508 календарных лет (Хааба) соответствует 1507 солнечным годам (надписи в Храме Креста в Паленке, где располагалась одна из астрономических обсерваторий). Таким образом, длина рассчитанного астрономами майя солнечного года получается ≈365,2422031 дней, что ближе к современному представлению о продолжительности «тропического» года (365,2421897 суток на 01.01.2000), чем продолжительность года в григорианском календаре — 365,242500 дня.  Однако с упадком цивилизации жрецы перестали делать поправки в солнечный календарь, название 20-дневных месяцев которого напрямую было связано с началом определенных сельскохозяйственных работ, и к  моменту прихода испанцев на Юкатан  (1517 год) начало нового года сместилось на 13 ноября, т.е. на 40 дней.

Дат в годовом исчислении (как в григорианском календаре) майя не вели, обозначая их комбинацией номеров дней по календарям Хааб и Цолькин. Цикл такого «смешанного» колендаря имеет продолжительность в 52 года (52x365 или 73x260 дают 18 980 суток). После чего «календарь-гороскоп» повторялся «с чистого листа», что для средней продолжительности жизни майя было достаточно. Всего майя изобрели более 20 видов календарей, синхронизированных с лунным, солнечным и планетарными циклами. Любопытный фильм о лунном календаре, синхронизирующем жизнь человека с Космосом (13 месяцев по 28 дней плюс один «День вне времени») - здесь.  Для записи событий в отдаленном прошлом и будущем использовался так называемый календарь «Длинного счета».  Единицами его были:  
1 тун = 18 виналов = 360 дней (приблизительно 1 год);         1 катун = 20 тунов = 7200 дней (19 лет 265 дней);        1 бактун = 20 катунов = 144 000 дней (394 года 190 дней);          1 пиктун = 20 бактунов (7890 лет 150 дней).

Начало календаря Длинного счета майя связывали с началом новой исторической эпохи, или «Солнца». В Антропологическом музее в Мексике хранится знаменитый ацтекский календарный «Камень Солнца» — огромный базальтовый монолит диаметром 3,5 метра и весом 24,5 тонны.  Он отражает представления древних о далеком прошлом. В центре камня изображен Тонатиу Майя — бог Солнца нынешней эпохи. По сторонам расположены символы четырех предшествующих эпох. Первое Солнце длилось 4008 лет и было разрушено землетрясениями. Второе Солнце длилось 4010 лет и было уничтожено ветром и его яростными циклонами. Третье Солнце длилось 4081 год и было уничтожено огненным дождем, пролившимся из кратеров огромных вулканов. Четвертое Солнце длилось 5026 лет и пало от воды, залившей все вокруг в гигантском наводнении.   Затем родилось Пятое Солнце, которое светит нам сегодня. Оно известно как «Солнце Движения», потому что, по представлениям индейцев, в эту эпоху произойдет движение Земли, от которого все погибнут.

Долгое время учёные не знали, какой дате григорианского календаря соответствует начало эры  Пятого Солнца. Сейчас большинство разделяет гипотезу Гудмена —Мартинеса —Томпсона, базирующуюся на данных радиоуглеродного анализа, согласно которой современная эпоха  началась 7 сентября 3113 года до н.э. В Дрезденском кодексе майя (хранится в Саксонской земельной библиотеке) имеется предсказание о том, что эра Пятого Солнца закончится с завершением 13-го бактуна, т.е. продлится 5125,366 года до 21 (23 по другим данным) декабря 2012 года. В эти дни, по расчетам современных астрономов, будет иметь место редкое астрономическое событие - плоскость орбиты нашей Солнечной системы пересечет плоскость Млечного пути. Начнется также новый прецессионный цикл Земли и одновременно новый галактический год продолжительностью 26 000 лет. Остается только удивляться и догадываться  о том, как жрецы майя, не имея телескопов,  две тысячи лет назад могли просчитать наступление столь масштабного события.

 
 

                    
                                                                                                                                Последние изменения  22.02.12