Публикация 8.03.2009
 
 

Публикация 8.03.2009

 
 
 
 


    Аспасия (470 -400 до н.э. )

Перикл (490—429 до н.э.)

История праздника "8 марта" неразрывно связана с борьбой женщин за свои права.

 Европейцам XXI века трудно представить себе, что в достаточно просвещенную античную эпоху (V век до н.э., Греция) женщины показывались на улице крайне редко. Выходя из дому, они повязывали на голову шаль так низко, что был виден лишь один глаз, иначе блюстители нравов могли остановить их и оштрафовать на тысячу драхм. И лишь одна женщина - будущая жена стратега Перикла Аспасия - находила в себе силы не придерживаться этих обычаев, считая их устарелыми и варварскими (за что платила своим добрым именем - ее причисляли к гетерам).

 Феминизм, как общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав, возник лишь в конце XVIII века.  Первой американской феминисткой считают Абигейл Смит, произнесшей во времена борьбы за независимость США знаменитую фразу: "Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов".  Во Франции, во времена Великой революции, была создана политическая организация "Общество женщин - революционных республиканок". Но ее деятельность была запрещена Конвентом, а представившая Национальному собранию "Декларацию прав женщины и гражданки" Олимпия де Гуж была вскоре отправлена на гильотину. Ей принадлежат слова "Если женщина достойна взойти на эшафот, то она достойна взойти и в парламент".  В России наибольшее распространение идеи феминизма получили после открытия в 1878 году в Петербурге женских "Бестужевских" курсов, названных так по имени профессора-историка К.Н. Бестужева-Рюмина.

Лишь в первой половине XX века в большинстве европейских стран женщины получили равные с мужчинами избирательные права, возможность участвовать в спортивных соревнованиях, получать высшее образование.

В современной России феминистское движение практически отсутствует, считают социологи.  В отличие от Европы и Америки, наши женщины не борются за право работать и зарабатывать наравне с мужчинами. Они борются за право тратить то, что зарабатывают их мужья. Такой патриархальный ренессанс - своего рода ностальгия по традиционному распределению семейных ролей.  Общество потребления через свои рупоры - глянцевые журналы - внушает новый "стандарт" для женщины: беззаботная кошечка после успешного шопинга свернулась клубочком в ожидании хозяина - успешного бизнесмена. У здравомыслящих, трудолюбивых и уверенных в себе женщин враз снесло крышу: им вдруг всем захотелось в содержанки. И неважно, что жизнь содержанки - не сахар, что приходится терпеть хамство и унижение. Уж больно картинка красивая!

Я надеюсь, что менталитет наших однокурсниц и их детей не таков: и интеллект у нас должен быть повыше "глянцевого", да и воспитывали нас по-другому.  Семья с двумя работающими экономически более устойчива, чем с одним, особенно в кризисные времена. Равноправие мужчин и женщин гораздо выгоднее для всех, чем материальная зависимость одного пола от другого. Современный характер труда позволяет эффективно работать независимо от физиологических ограничений. И потому когда-нибудь выражение "сильный пол" в этой сфере будет таким же неприличным, как и "высшая раса".

Редактор сайта      Вячеслав Губочкин

 

 

 

Нет лучше девушек пока,
чем с факультета ВМК!

Нам в вашу честь
 сложить бы песню,
 Чтоб очевидно стало вам:
не просто так мы снова вместе.

Ура! За наших милых дам!


Дорогие наши однокурсницы!

Поздравляем вас с праздником 8 марта!
Мы хотим, чтобы вы радовались каждому прожитому дню, успешно самореализовывались в работе, хобби, детях и внуках.

Здоровья вам, любви и понимания со стороны близких!

Девушки-75

Вы для нас всегда будете такими же молодыми и красивыми, как и 30+ лет назад!

Мужская половина
ВМК-78

 

 

 

 

 

А мы к этому придем?

 

 

 

 


 

 

 

АСПАСИЯ -  ФЕМИНИСТКА АНТИЧНОСТИ

История Аспасии и любви к ней Перикла - одного из самых достойных мужей античности - приведена в "Жизнеописаниях" Плутарха, составленных около двух тысяч лет назад; они и сегодня удивляют своей проникновенностью в  анатомию человеческих страстей.

Аспасия родилась в городе-государстве Милете (Малая Азия) в семье  хорошо образованного по тем временам купца и политического деятеля Аксиоха.  Милет был культурным центром античности, когда-то Фалес - знаменитый мудрец, астроном и математик - здесь основал философскую школу.
Дочь Аксиоха восхищала современников своей красотой и грациозностью. Она изучала труды философов; повзрослев, увлеклась красноречием, и в 20 лет уже давала уроки этого очень ценимого греками искусства.  В 22 года Аспасия вместе с отцом перебралась в Афины и быстро приобрела там известность, открыв  школу для девушек и молодых женщин. На своих уроках она смело выступала, полемизируя с мужчинами, за равноправие в браке, за союз любви двух сердец, за уважение к женщине. Она была душой многих кружков, могла произнести речь на любую вольную тему. Молодой Сократ (он был на год моложе Аспасии), работавший в то время камнетёсом на строительстве и мечтавший стать скульптором, влюбился в красавицу из Милета и забросил ваяние, решив учиться у неё красноречию. Он отказался наследовать профессию отца и провёл свою жизнь в философских беседах и спорах на темы морали, познания себя…
Среди слушателей выступлений женщины-философа, кроме Сократа, можно было встретить Софокла, Ксенофонта, Еврипида, Фидия и других великих греков, входивших в «кружок Перикла».

В Афинах правила в то время демократическая партия. Её лидер Перикл был любимцем народа: его называли «Олимпийцем» за безупречное поведение, за особое уважение к законам и чужим жизням, за мудрость в управлении, за бескорыстие и удивительную сдержанность. Он получил прекрасное образование для своего времени: изучал в молодости музыку, стихосложение, естественные науки, посещал лекции философа Зенона и обучался у него ораторскому искусству.

Когда Перикл впервые услышал Аспасию, ему было уже за 40, ему казалось, что уже никто  ничему не сможет его научить.
Но знакомство с Аспасией натолкнуло его на мысль о союзе двух людей, объединенных чем-то еще, кроме чисто физического влечения. В нем вдруг пробудилось такое стремление к личному счастью, что он не думал о последствиях. По законам Афин "иногородние" не могли стать гражданами Афин. Но Перикл развелся с женой, родившей ему двух сыновей, и ввел Аспасию в свой дом. С большим трудом много лет спустя ему удалось "уговорить" орган прямой демократии - собрание граждан - признать сына, рожденного от брака с Аспасией, своим законным наследником и внести его имя в списки афинских граждан. Аспасия и Перикл понимали друг друга с полуслова, растворялись в блаженстве духовного и физического единства. Важные политические решения они вырабатывали совместно, многие историки считают Аспасию автором  лучших речей Олимпийца.

В доме Аспасии и Перикла собирались творцы огромного пласта человеческой цивилизации: философы Анаксагор и Протагор, драматурги Софокл и Эврипид, врач Гиппократ, историк Геродот, астроном Метон (определивший знаменитый 19-летний лунно-солнечный цикл), создатели Парфенона  архитектор Иктин и скульптор Фидий.   Вина во время "симпозиумов" подавалось не много. Присутствие прекрасной и умной женщины обязывало мужчин хранить верность правилам хорошего воспитания и вызывало у них стремление у блестящему соревнованию умов.

Всего 15 лет длился "Золотой век" античной философии. Жрецы, прорицатели, все, кто жил за счет обрядов и жертвоприношений, ополчились против философов, "желающих постичь то, что хотят скрыть от них боги". Анаксагор, учивший, что Солнце - это раскаленный камень размером больше, чем Пелопоннес, вынужден был спасаться бегством. В 432 году Аспасия, как его последовательница, была вызвана в суд. Ее также обвинили в том, что она дурно влияет на молодых девушек, толкая их на путь разврата. 58-летний Перикл плакал, защищая жену, она, в конце концов, была оправдана.

А спустя несколько месяцев разразилась злополучная Пелопонесская война, вызванная, в какой-то мере, просчетами Перикла в политике. На второй год войны в Афинах вспыхнула эпидемия, которая не обошла и дом Перикла. Умер он и двое его сыновей от первого брака. Блистательный круг друзей распался навсегда. Аспасию посещали лишь ее верный друг Сократ со своим молодым учеником Ксенофонтом. Ксенофонт вел с ней долгие беседы о смысле семейной жизни, нашедшие потом отражение в его книге "Домострой". 
 
Аспасия своими феминистскими взглядами на много веков опередила время, в котором жила. Имя ее навсегда вошло в историю.

 

                    
                                                                                           Последние изменения  11.03.09