Публикация 08.09.2013
  
 

 Публикация  08.09.2013

 
 
 
 
 
 
 
 

Греция. Полуостров Халкидики
 


Смешение эпох в Салониках

 

Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.)
 

 

   Прогулки с Аристотелем 

Традиционно с наступлением осени хочется  делиться летними впечатлениями.

"Пока в силах и живой", по выражению Розенбаума, я стремлюсь каждый год побывать, по буддийской  традиции,    в новом месте -  где  прежде  не был.  Великий немецкий писатель, философ и ученый  Гёте  считал путешествия самым важным делом в жизни: это один из  древнейших  способов общения людей, постижения истории и культуры своей  страны  через историю и культуру других. В какой-то степени перемена мест способствует и познанию самого себя.  В большом путевом очерке "Итальянское путешествие" (о полуторагодичном странствии по Италии) Гёте отмечал: "Я пустился в это замечательное путешествие не затем, чтобы обманывать себя, а чтобы себя познать среди того нового, что мне откроется".

Узнав о направлении моего нового вояжа, одна моя знакомая,  объездившая   немало стран, в ответ заметила: "А в Греции у Вас, надеюсь, будет не разведка, а кайф, это  одно из немногих мест, где  можно  соединиться  с самим   собой  и услышать  свое сердце".  Вернувшись домой после 10-дневного пребывания  на брегах Эллады, с удовольствием отправил ей подтверждение: да, я действительно нигде прежде не чувствовал себя так легко,  спокойно и комфортно. Неслучайно,  наверное, Греция превосходит все страны мира по числу живших на ее территории известных философов: умиротворенная  атмосфера здесь сама способствует неспешным размышлениям - особенно на морском берегу!

После экскурсии в Салоники я "заболел" Аристотелем, которого мы "проходили" в курсе истории философии, но как-то невразумительно: наш лектор  Митрофанов больше говорил о его великих предшественниках Сократе и Платоне. А ведь это был, пожалуй, единственный европейский ученый, труды которого много веков потом переписывали и изучали коллеги на более "продвинутом" в научном плане арабском Востоке. Принципы работы основанного Аристотелем Ликея стали со временем основополагающими для первых европейских университетов - с лекциями и практикой, разделением исследований по кафедрам, хозяйственным устройством, необходимостью финансирования процесса обучения и научных исследований со стороны государства и частных лиц.   Многое дала для постижения самой сути философии (которая в 4-м веке до н.э. была неотъемлемой частью жизни афинян) замечательная повесть Анатолия Домбровского "Великий стагирит", - к ней хочется  снова и снова возвращаться. В ней Аристотель предстаёт как живой человек: с его внешностью денди, историей любви, и, в то же время, как серьезный, ищущий "свою" истину ученый, глубоко уважающий  учителя  (великую личность!), но  не боящийся критиковать его взгляды. 

Аристотель поступил в Академию Платона 18-летним юношей, в день, когда  его учителю исполнилось 60. Ему запали в душу слова Платона на одной из первых лекций: "Истина присутствует повсюду. Для извлечения ее нам не нужны ни мастерская, ни инструменты. Правильным размышлением мы находим ее…". Со временем Аристотель создаст учение о "правильном размышлении" - формальную логику, в которое до середины XIX века никто не смог добавить  ничего принципиально нового.

Восхитили меня и выводы, к которым  Аристотель пришел, размышляя об идеальном (справедливом) государстве.  Наблюдая крах попыток Платона воплотить свои идеи о государственном устройстве в Сиракузах (греческой колонии на Сицилии), он понял причину  принципиальной неосуществимости этих идей: нельзя лишить людей естественного стремления к удовольствиям, созданию семьи, собственности.  Наблюдая нравственную метаморфозу (в худшую сторону), произошедшую с его учеником Александром Македонским, Аристотель пришел к выводу, что бесполезны попытки возбудить в тиране благородные свойства души, чтобы он стал "отцом" своего народа: по-первых, власть человека портит, а во-вторых, даже благородные помыслы правителя могут разбиваться о "правду жизни" и  вести к злу. Нужно просвещать не монархов, а народ. Аристотель пророчески завещал строить государство, формируя "средний класс", вводя законы, препятствующие чрезмерному обогащению одних и обнищанию других - что, к сожалению, напрочь было проигнорировано при создании "Новой России".  В малодоступном (изданном тиражом в 1000 экземпляров и не поступившем в продажу - но имеющемся в Интернете) докладе   Счетной палаты "Анализ процессов приватизации государственной собственности Российской Федерации за период 1993 - 2003 годы" (под руководством С.В. Степашина) отмечается: "В результате приватизации в России существует самый высокий в мире уровень концентрации частной собственности. Формирование слоя мелких и средних собственников и предпринимателей, являющихся в развитых демократических государствах движущей силой экономического развития, не состоялось…"

Хотелось бы дождаться того, кто сможет воплотить в России идеи Аристотеля...

 Редактор сайта  Вячеслав Губочкин

Афоризмы Аристотеля

 

Вячеслав Губочкин.
Прикосновение
к Греции

(философско-путевые заметки)

 

К Греции я "подбирался" давно. Но долгое время  пересиливало желание совместить пляжный  отдых с участием в каком-нибудь международном  шахматном турнире, а они  в Греции, к  сожалению, редки. Но в этом  году мечта побывать в  колыбели  европейской цивилизации, на родине величайших философов  оказалась сильнее любви к  древней  игре. Знакомство  с Грецией я решил начать с ее северной части - Македонии, исторически и географически наиболее близкой России; отдыхая на полуострове Халкидики, запланировал экскурсию в Салоники и круиз к святой горе  Афон.  Через Интернет нашел недорогой  3* отельчик Forest Park с русскоязычным персоналом,  о котором все побывавшие в нем оставляли оценки, близкие к "5".  И должен отметить, что с главным  в России туроператором по Греции - фирмой "Музенидис Трэвел" - мечта вполне удалась!

Прежде всего, в Греции поражает чистейшая морская вода,  справедливо удостоенная на большинстве пляжей Голубого флага Евросоюза.  Она кажется  лазурной из-за устилающего дно моря  желтого песка.  И потому не удивительно, что знаменитая  реклама шоколадки "Баунти" снималась не  где-нибудь на далеких Сейшелах, а на острове Крит - "в  Греции  всё  есть"!  Температура воды в Эгейском море  в конце  июня была  26  градусов. Второе удивление - "натуральные" гречанки с их особенными - миндалевидными, вытянутыми по горизонтали  - глазами.

Салоники (Фессалоники, Солунь) - второй по величине город Греции с населением  около 1,1 миллиона человек. Он был основан в 315 году  до н.э. царем Македонии Кассандром. Имя городу  он дал в честь жены Фессалоники, сводной сестры Александра Македонского.  В 146 году до н.э. город был захвачен  римлянами, позднее пережил владычество Византийской, Латинской и Османской империй. Освобожден от власти турок в 1912-м.  В 1917 году в районе города проходил  Салоникский фронт,  на  который был послан известный поэт Николай Гумилев. Недавно освободившие Болгарию русские войска здесь были вынуждены сражаться  против болгар, выступавших на стороне немцев. Впрочем, тогда всё  быстро закончилось братанием славян. Экскурсия на родину солунских братьев Кирилла и Мефодия дала мне возможность посетить древний, основанный 4-м веке храм Дмитрия Солунского - небесного покровителя города и русского воинства,  музей истории Византии и прикоснуться к мудрости Аристотеля (надраенному до  блеска большому пальцу ноги  памятника ему  на  площади  его имени). Аристотель умер  за 7  лет до основания Фессалоник,  но  весьма чтим в этом городе, поскольку его родная Стагира  находится неподалеку. Помимо центральной  площади, его имя  носит местный  университет, крупнейший не только в Греции,  но и на Балканах - около 100 тысяч студентов.

Фотогалерея  "Экскурсия в Салоники" - здесь

Полуостров Халкидики опускается в Эгейское море тремя "пальцами"  - Кассандра, на  котором я жил (назван именем  основателя Фессалоник), Ситония и Афон. Последний вдается в море на 60 километров. Он знаменит святой горой Афон (высота 2033 метра), 20 действующими монастырями и полной чудес 2000-летней историей, восходящей к пребыванию на нем Богородицы. Корабль, который должен был доставить ее из Иудеи на остров Кипр, попал в шторм, и его  прибило к "пальцу" Ситония. Именно из бухты Ормос Панагиас - Пресвятой Богородицы - начинаются морские круизы к южной точке  "пальца" Афон, а потом на север, вдоль его западного побережья. В монашеском государстве Афон (Aphos) - cвои  законы. Здесь чтут только одну  женщину - Богородицу, и не пускают на территорию  других.  Здесь и  время течет по-иному: сутки начинаются с закатом  солнца. О том, как Афон  стал уделом (местом особого покровительства) Богородицы, о жизни в одном из главных его монастырей - Ватопед - повествует интересный фильм Аркадия  Мамонтова "Афон.  Пояс Богородицы ", здесь .

Проплыв мимо 7 монастырей, круизная  шхуна причалила у небольшого городка Уранополиса (в переводе - "город неба"), откуда на Афон  отправляются корабли  с паломниками (для посещения монастырей  требуется  особая виза).  За два часа свободного времени удалось осмотреть практически весь город. Когда-то  брат основателя Салоник Кассандра философ Алексарх  пытался  создать здесь идеальное государство. Он пригласил в город жителей разных государств, уравнял в правах рабов и свободных. И даже придумал новый язык - уранический, который можно считать предвестником эсперанто. В нём выделяются корни, взятые из восточных языков, а окончания и грамматика — из западных.

Фотогалерея  "Круиз к святой горе Афон" - здесь

 

Чужой среди своих -
идеи и странствия 
великого  Стагирита

За свою достаточно долгую, по античным меркам, жизнь Аристотель соприкоснулся с различными формами государственного правления: с абсолютной монархией македонских царей, с  вырождающейся демократией (охлократией  - властью толпы) в Афинах, где он всю жизнь считался метеком (чужестранцем), с восточной деспотией персидского царя Артаксеркса, по приказу которого был предательски убит его друг Гермий, правитель греческого полиса на территории Персии. Когда друг Аристотеля македонский царь Филипп II сообщил ему о рождении сына и предложил философу со временем стать его учителем, Аристотель был тому несказанно рад: он надеялся,  что просвещенный монарх будет способен сделать его родину  процветающей, а народ - счастливым.  Философ многое дал своему ученику за 6 лет общения, но ничего не смог  поделать с мечтой Александра, высказанной им еще в 8-летнем возрасте - завоевать весь мир. Когда 22-летний Александр приступил к ее осуществлению, Аристотель вернулся в Афины, взяв с молодого царя обещание ни при каких условиях не разрушать этот великий город - сосредоточение искусств и образованности. 

В Афинах Аристотель слушал речи оратора Демосфена (своего ровесника), который, в свою очередь, использовал его теоретические разработки в риторике. Демосфен ратовал за независимость Афин от македонских царей, а толпа (Народное собрание), в зависимости от  успехов афинских войск, то превозносила его, то подвергала преследованию. Когда Александр ушел из жизни, радостно вздохнувшие афиняне вспомнили, что его учителем был Аристотель - словно бы учитель виноват в том, что ученик возомнил себя богом и стал тираном. Из порта Пирей судно с Аристотелем ушло к острову Эвбея в тот момент, когда афиняне радостно встречали там же  Демосфена, которого они  ранее отправили в ссылку. Чтобы через год приговорить главного сторонника демократии к смертной казни...

 Учитель Аристотеля Платон считал, что  в справедливом государстве власть должна принадлежать мудрецам, не обладающим семьей и собственностью -  источниками раздоров. Собственность и семью Платон сохранял лишь низшему классу - людям, добывающим пищу и производящим блага. Они должны работать, не вмешиваясь ни в управление государством, ни в его защиту от врагов. В противовес ему Аристотель пришел к выводу о том, государство немыслимо без семьи (построенной по монархическому принципу), а  опорой справедливого государства должен быть средний класс. Нужно бояться чрезмерного богатства и нищеты. Обогащению одних и обнищанию других должны препятствовать хорошие законы.  Идеальной формой правления он считал Политию - когда ради общей пользы правит большинство. Извращением политии является демократия - власть ради выгоды неимущих. Через 20 веков его взгляды на справедливое государственное устройство были восприняты в Западной Европе.

Дело Аристотеля продолжили его ученики - прежде всего, Феофраст и Деметрий Фалерский.  И к тому времени, когда греческие государства попали под власть новых завоевателей — римлян, власть  Аристотеля над умами не только эллинов, но и варваров была прочнее, чем когда бы то ни было. В 88 г. до н. э. Афины восстали против  римлян. Окруженный римским войском город ожидала судьба других непокорных городов — разрушение, а его жителей — рабство. Но римский полководец Сулла, ворвавшись в город, остановил своих солдат. Он заявил потрясенным афинянам: «Я щажу живых ради мертвых». Афины были спасены не храбростью своих защитников, а гением своих мудрецов.

Главным трофеем Суллы стали сочинения Аристотеля - сотни свитков, уже изъеденных червями и покрытых плесенью. В Италии они нашли своих ценителей и почитателей. Благодаря Деметрию Фалерскому, основавшему в египетской Александрии по образцу Ликея Музейон, Аристотеля знали не только в городах, населенных греками, но и в деревнях с чисто египетским населением. Есть что-то символическое в том, что в одной из таких деревень в конце XIX века нашли папирус с сочинением Аристотеля «Афинское государственное устройство». При этом до сих пор не могут отыскать  места, где находился мавзолей Александра, завоевавшего Египет и где его признали сыном бога Амона. Древняя земля Египта сохранила память о просветителе, но не о завоевателе.

Душа народа сильнее всего проявляется в  его песнях. Хочу предложить две запавшие  в мою душу греческие мелодии.

1. Микис Теодоракис "Поезд уходит в 8"
(о греках, покидающих родину в поисках заработка)

- на греческом  
(исп. Харис Алексиу)
- на русском  
(исп. Елена Фролова)

2. Антонис Калоянис  
"Твои глаза, как месяц"

Учитель Аристотеля Платон
Римская копия греческой скульптуры

 

Памятник Аристотелю
в Салониках

 

Александр Македонский,
ученик Аристотеля

Аристотель из Стагиры (384 г. до н.э., город Стагира - 322 г. до н.э, остров Эвбея)
  великий греческий философ, основатель формальной логики.

Родился во фракийском городе Стагире (давшем ему прозвище «Стагирит») в семье придворных лекарей македонского царя Аминты III. Отец Аристотеля Никомах принадлежал к роду Асклепиадов - потомков легендарного врача Эскулапа, упоминаемого в «Илиаде» Гомера. Аристотель вырос в столице Македонии Пелле, его товарищем по детским и юношеским играм был будущий царь Филипп II (382 - 336 гг. до н.э.).

В 18-летнем возрасте Аристотель приезжает в Афины и поступает в Академию Платона (427 - 347 гг. до н.э.), в которой последующие 20   лет изучает наследие великого учителя и сам преподает риторику и другие дисциплины.  После смерти Платона он покинул Академию и переселился в полис Атарней (на побережье Малой Азии напротив острова Лесбос), по приглашению своего друга по Академии Гермия, правителя полиса. В 343 или 342 г. Аристотель принял просьбу царя Филиппа II стать воспитателем его 13-летнего сына Александра (356 - 323 гг. до н.э.). Под идеей защиты от персов Филиппу удалось объединить почти всю Грецию в Коринфский союз, однако в 336 году он был убит своим телохранителем. Его наследнику Александру пришлось  уделять почти все время  управлению государством.  Когда он отбыл в большой персидский поход (334 год), Аристотель  возвратился в Афины, где основал Ликей - школу, в которой не только преподавались философские дисциплины, но и проводились научные исследования. Многие материалы для них «поставлял» Александр Македонский, который многое видел и слышал в своих походах. Свое название школа получила от имени близлежащего храма Аполлона Ликейского. Чтение лекций Аристотель проводил в аллеях сада, окружавшего Ликей, прогуливаясь взад и вперед, оттого впоследствии его учеников стали называть «перипатетиками» («прогуливающимися»). В ликейский период Аристотелем было сделано множество открытий, принципиально важных для дальнейшего развития мировой науки, а также написано большинство из дошедших до нас произведений.

После ранней смерти Александра Македонского, в условиях, когда разгромленная Персия уже не представляла угрозу Афинам, усилилось стремление афинян к демократическому самоуправлению и избавлению от тех, кого они подозревали в сочувствии Македонии. Несмотря на то, что Аристотель критиковал стремление Александра к завоеванию всего мира, над философом нависла угроза судебного процесса. Не желая повторить судьбу Сократа, которого афинский суд приговорил к смерти по надуманному обвинению, 60-летний Аристотель бежал из Афин на остров Эвбея, где в городе Халкида находилось имение его матери. Там же год спустя он умер.  Ликей с богатейшей библиотекой просуществовал ещё несколько столетий.

Македонское царство к 336 году до н.э. 

Аристотеля называют творцом науки под названием «формальная логика», помогающей выводить новое знание на основе ранее известного без обращения в каждом конкретном случае к опыту, но применяя законы и правила мышления. Начальной ступенью формальной логики можно считать традиционную («неформальную») логику, исследующую аргументацию в живом языке, а математическую логику, использующую математические методы, символический аппарат и логические исчисления -  следующей ее ступенью. Сам термин «логика», как наука о формах и законах мышления, был введен основателем стоического направления в философии Зеноном из Китиона (о. Крит), 336 - 264 гг. до н. э. Ранее - Аристотелем - эта наука называлась «Аналитика»,  книги «Первая аналитика» и «Вторая аналитика» входят в свод его философских сочинений «Органон».

 

 
 
 
 

Последнее  обновление  09.10.13      Дизайн: © В. М. Губочкин