Публикация 17.11.2008
 
 

Публикация 17.11.2008

 
 
 
 
 
 
 
КОЛЫБЕЛЬ ПРОГРАММИСТОВ 
(к 50-летию математической школы №52 г. Москвы)

1973-10-3

Один из выпускных классов 1973 г.  Найдите "наших"  -
Валю Пономарева Олю Пономаренко, Лену Пилипенко,
Надю Чистякову!

Школа, школа... Как это было давно - 35 лет назад. За это время я закончил Московский университет, поработал на факультете ВМК и НИВЦ МГУ, защитил две диссертации. У меня появились три любимые дочки и одна внучка. Однако, два последних года, проведенные в школе не забудутся никогда, потому что это была знаменитая школа №52.

До 52-ой я учился в обыкновенной московской школе. В 8-ом классе мой друг Игорь Машечкин поведал: "Коля, ты знаешь, что около метро «Университет» есть математическая школа - 52-я". Я, естественно, не знал. Далее он рассказал много интересного про эту школу, одним словом, заинтересовал. Но потом говорит: "В нее не всех берут, надо сдавать экзамен-собеседование". Это было в феврале-марте 1971 года.

Мы стали готовиться - решали задачи, изучали дополнительный материал. Готовились мы каждый день часа по два-три. Так прошло почти три месяца. Пару раз ходили на "экскурсию" - изучали школу снаружи, ходили вокруг нее. В мае мы благополучно преодолели экзамен и поступили в школу № 52. Всего из нашего старого класса поступило четыре человека. Учительница математики потом сетовала: "Увели всех математиков, кого же я теперь буду учить".

Лето пролетело быстро. И вот мы в новом классе. Новые лица, многие ребята учились в школе с первого класса. А мы новенькие, но мы быстро влились в коллектив, сдружились. Этому способствовали многие детские выходки (шалости). Как-то я поспорил, что подтянусь на люстре и даже покачаюсь на ней (в старой школе это было делать просто). Но оказалось, что в 52-ой школе люстры не так хорошо держатся на потолке. Короче говоря, люстра оторвалась. Я стою, держу ее в руках. Вокруг хохот. Я пытаюсь ее поставить на пол, а она не хочет стоять. Ребята кричат: "Бросай ее, бежим!" Где-то через несколько дней в стенгазете появился большой рисунок - ученик висит на люстре.

Но все же главным были уроки. На нас свалился большой объем новой информации. Если "обычные" предметы не требовали больших усилий, то на математику уходило очень много времени. Здесь следует вспомнить нашу учительницу Валентину Афроимовну. При таком объеме нового материала у меня не только не появилось отвращение к математике, а наоборот с каждым уроком усиливалась любовь к этому предмету. Очень было приятно, что кроме запихивания в нас новых терминов, нас учили думать, творчески подходить к решению задач. Валентина Афроимовна индивидуально подходила к каждому ученику. Если кто-то что-то не понимал, она оставляла его (ее) после уроков и объясняла материал. В сентябре это меня очень удивило. Помню, что я пропустил несколько уроков и не понимал, что такое "необходимость и достаточность". Увидев это, Валентина Афроимовна оставила меня после уроков и часа полтора-два объясняла мне, что это такое. Интересны многие педагогические приемы, которые она применяла.

Например, как объяснить ученику, что такое предел последовательности? Конечно, можно дать определение пределу, но из этого формального длинного определения понять его сущность сложно. Валентина Афроимовна только сказала сначала: "Выучите его наизусть, потом будем понимать, что это такое". Через день-два почти все ученики не только знали определение, но и понимали его сущность.

В 9-том классе у нас начался новый предмет, который сейчас называют информатикой. У нас он назывался программированием.

1974-10-4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Найдите "наших" 
-  Сергея Цветкова,
Наташу Поддерюгину, Колю Макарова-Землянского,
Игоря Машечкина и Иру Шелухину!

Нам очень быстро рассказали, что такое программирование и язык Алгол-60. Занятия проходили в школе, но самые интересные были в ВЦ АН СССР. Там я впервые увидел чудо - настоящую ЭВМ.

Программировали мы на машинах «БЭСМ-3М», «БЭСМ-4», «Мир-2». Причем для БЭСМ мы только готовили колоду перфокарт и отдавали «на счет», и было большим счастьем попасть в машинный зал. На «Мир-2» мы сами нажимали на кнопки, ставили перфоленту, печатали на «Консуле». Помню, как мне разрешили посчитать на «БЭСМ-6». Наверное, это был конец 9-го класса. Учительница меня предупредила, что время на «БЭСМ-6» очень дефицитное (дорогое) и нельзя делать много ошибок в программе. Задача была - решение системы линейных уравнений методом Гаусса. Мне все же удалось за 2-3 «выхода» на машину отладить программу.

Отдельным рассказом следует вспомнить пивную-автомат на ул. Строителей. Это было любимое место большинства учеников 52-ой школы мужского пола. Пройти мимо него после сдачи коллоквиума или экзамена считалось преступлением. 1-го сентября 1972 года на большой перемене мы решили отпраздновать начало 10-го класса.

Пошли, побежали в автомат. Кто-то взял большую [кружку], кто-то маленькую и, конечно, традиционные баранки с солью. Кто взял маленькую - благополучно продолжил уроки, а кто взял большую (дольше пить) – оказались в милиции. Пришлось писать объяснительные - почему мы оказались в автомате. Вызволял нас из милиции секретарь комитета комсомола школы. Тогда мне было не понятным, почему при разборке этого случая учителя улыбаются, не особенно скрывая улыбку. Через многие годы я понял, что они не могли не смеяться, видя всю абсурдность этой ситуации.

Вообще, отношения со всеми учителями у нас были очень доброжелательными, а с некоторыми просто дружескими - ведь тогда самому старшему из них было 34 года. Они были старше нас всего на 10-15 лет!

С нашими классными руководителями сложились особенные отношения. Они никогда не ставили себя выше, но в тоже время мы понимали, что они учителя, а мы ученики. К Татьяне Федоровне можно было прийти вечером, чтобы обсудить юношеские проблемы и выпить вина  или чаю с тортиком. У Татьяны Евгеньевны мы собирались несколько раз дома. Запрета на употребление вина не было никакого. Она даже научила меня, как правильно наливать вино в бокал:  главное - держать этикетку к руке и, когда заканчиваешь наливать,  сделать полуоборот бутылки.

В 9-10 классе мы регулярно ходили в походы и ездили в другие города. Естественно, наши учителя были всегда с нами. Описать эмоции от этих мероприятий просто невозможно, особенно, когда у тебя есть любимая девушка, которая отвечает тебе взаимностью. Я только до сих пор не могу понять, как родители нас отпускали во все эти походы и поездки.

Основной целью школы было не только обучить нас математике, но и подготовить к поступлению в ВУЗ. С этой задачей наши учителя справились блестяще. Все ученики нашего класса поступили в ВУЗы.

В Московский университет поступило 15 человек, из них 7 - на ВМК [двое - в 1974 году. - Прим. редактора]. Я несколько могу ошибаться в цифрах, но сейчас кандидатов наук более 10 человек, докторов - 4, работают в МГУ - 4.

Сайт школы 52 -  гимназии № 1514:

 www.1514.ru

 
 

Выпускник школы № 52  1973 года  
Николай Макаров-Землянский, 
доктор технических наук
 

 
 
 

                    
                                                                                        Последние изменения  12.12.08