Закончились новогодние
праздники, которые у нас по давней традиции длятся целых три недели
- с католического Рождества (25 декабря) и до «Старого Нового
года». В Европе «гудят» только 12 дней – с 20 декабря по 1 января.
И готовятся к своему Рождеству (постятся и покупают подарки) целый
месяц – т.н. «адвент», в память о первом пришествии Иисуса Христа.
Расхождение в дате
праздновании Рождества «у них» и «у нас» зиждется на уходящем в
глубь веков нежелании Русской Православной Церкви перейти на
современный григорианский календарь. Этот календарь был введен с 21
марта 1582 г. согласно булле папы Григория XIII. В 1583 г. Григорий
XIII направил Константинопольскому Патриарху Иеремии II посольство
с предложением перейти на новый календарь. В конце 1583 года на
соборе в Константинополе предложение было отвергнуто, как не
соответствующие каноническим правилам празднования Пасхи. Дело в
том, что согласно юлианскому календарю, по которому живет восточная
христианская церковь с IV в. н.э., алгоритм для назначения дня
Пасхи («пасхалии») выглядит по-иному. Он обеспечивает расхождение
дня празднования православной Пасхи и иудейской Пасхи, в то время,
как по григорианскому календарю это расхождение не гарантировано.
В древней Руси, до
принятия христианства, счет времени вели по четырем сезонам года,
началом года была весна. В 988 г. Русь приняла христианство и
юлианский календарь, но с отклонением. Новый год начинался с 1
марта. Летоисчисление вели «от сотворения мира», приняв византийский
вариант этой мифической даты — 5508 год до н. э.
С 1492 г. н. э. (в 7001 г. «от сотворения мира») Новый год на
Руси — с 1 сентября.
Через 208 лет, в Указе
Петра I от 19.12.1699 (в современном летоисчислении) была
установлена нынешняя дата начала года – в нем предписывалось: день
после 31 декабря 7208 г. от «сотворения мира» считать 1 января 1700
г. от «рождества Христова».
|
Однако царь Петр
летоисчисление оставил юлианское, и расхождение с календарем
Западной Европы на то время составило 11 дней. Впоследствии
российские ученые неоднократно предпринимали попытки убедить царей
перейти на западноевропейский календарь, однако реформу календаря те
считали как дело «несвоевременное, недолжное, могущее произвести
нежелательные волнения и смущения умов». Россия перешла на «новый
стиль» лишь в феврале 1918 г.
В чем же суть
расхождений юлианского и григорианского календарей?
1. Григорианский
календарь – «солнечный». Он обеспечивает меньшее, чем юлианский,
отклонение дня весеннего равноденствия от даты 21 марта путем
установления средней продолжительности года в 365,2425 суток.
Величина «тропического», или солнечного, года была с большой
точностью вычислена еще во II в. до н.э. греческим астрономом
Гиппархом - 365,24220 суток. Величина года по юлианскому календарю =
365,25 суток. Расхождение в одни сутки между григорианским и
юлианским календарем набегает за 128 лет.
2. Юлианский
календарь – лунно-солнечный, он лучше, чем григорианский, соотнесен
с изменениями фаз луны, что крайне существенно для пасхалий. Ведь
согласно правилам Первого Вселенского собора (325 г., Никея, Малая
Азия)
празднование Пасхи
совершается в первое воскресенье после весеннего полнолуния, которое
наступает после или в день весеннего равноденствия, если это
воскресенье приходится после дня празднования еврейской Пасхи; в
противном случае, празднование христианской Пасхи переносится на
первый воскресный день после дня еврейской Пасхи.
Таким образом, день празднования Пасхи оказывается в пределах от 22
марта до 25 апреля старого стиля или от 4 апреля до 8 мая нового
стиля.
В начале XIХ в. великий
Гаусс разработал алгоритмы пасхалий для юлианского и григорианского
календарей. «Юлианский» алгоритм более простой, он является частным
случаем «григорианского» - см., например,
здесь . Кроме того, при
помощи формул Гаусса можно для юлианского календаря решать обратную
задачу пасхалий: находить те года, в которых Пасха падает на
заданное число (актуальна для исследователей романа «Мастер и
Маргарита»!). Общее же решение подобного вопроса для григорианского
календаря, при нынешнем состоянии числового анализа, невозможно.
Теперь, в эпоху
компьютеров, казалось бы, РПЦ могла бы жить по григорианскому
календарю, а расчеты пасхалий вести по юлианскому. Но предрассудки
порой оказывается расщепить труднее, чем атом!
Вячеслав Губочкин
|