Публикация 5.04.2011
 

Публикация  21.04.2011

 
 
 
 

ФАКУЛЬТЕТ ВМК и
ТЕХНОЛОГИИ XXI ВЕКА



   9 апреля факультет ВМК  отметил свой 41-й
День рождения.


Академик С.Л. Соболев
(1908 - 1989)




Н.П. Брусенцов
(р. 1925) - 60-е годы

Наш сайт был открыт в День советской науки. И потому,  празднуя день рождения сайта (в этом году - уже в 5-й раз!), с ностальгией вспоминаешь те времена, когда  отечественная вычислительная техника не уступала заокеанской. С одной из оригинальных ЭВМ, в чем-то даже опередившей свое время, мы соприкоснулись весной 1975 года,    пробравшись на чердак университетского общежития на Ленинских горах, чтобы сдать тест по численным методам матанализа.  О необычных зачетах, начало которым  положил наш лектор  Н.С. Бахваловым годом ранее,   спустя 30 лет будет написано в Интернете - см., например,   здесь  .

Запомнилось затемненное помещение без окон и маленькая ЭВМ, о которой мой одногруппник Витя Химач взахлеб рассказывал: троичная, «Сетунь-70», названа по имени речки в районе МГУ.  Мало, кто из  привыкших уже к битам и байтам второкурсников разделял его восторги: «ЭВМ на троичной логике?  Наверняка какой-то рудимент  ранней компьютерной эпохи»... Зачет предстояло сдать в обучающей системе «Наставник».  Где-то рядом, скорее всего, находились разработчик «Наставника» с диковинным именем Рамиль Альварес Хосе (сын испанских политэмигрантов, родился в 1940 году, в 1982-м защитит кандидатскую по теме «Программное  оснащение автоматизированной системы обучения "Наставник"») и легендарный российский «Кулибин» (рассказы о нем и его детище со временем дойдут до Америки),  главный конструктор «Сетуни» Николай Петрович Брусенцов.

К этому времени единственный в МГУ, работающий экземпляр его машины «Сетунь» был разрезан и выброшен на свалку, а «Сетунь-70», опередившая по своим идеям даже «Эльбрусы» и  PDP-11 (двухстековая - команд и операндов - архитектура!), была буквально спасена сотрудниками лаборатории ЭВМ от уничтожения.  В 50-х годах благодаря поддержке академика С.Л. Соболева, вхожего в самые высокие правительственные кабинеты, была создана, а в 60-х стала выпускаться серийно первая отечественная минимашина,  малая стоимость и высокая надежность которой делала ее  желанной для учебных заведений и небольших исследовательских коллективов.  Однако именно невысокая цена «Сетуни» - парадокс - делала ее невыгодной для заводов-изготовителей. С переводом Сергея Львовича Соболева в Сибирское отделение АН СССР другого защитника перспективного направления в компьютеростроении, увы, не нашлось.

Сейчас, спустя десятилетия, выясняется, что компьютеры на двоичной логике плохо приспособлены для решения задач, традиционно относящихся к области «искусственного интеллекта» - например,  распознавания образов, моделирования объектов, описываемых как «нечеткие множества».  А троичные компьютеры, наоборот, могли бы стать прекрасным средством для решения таких задач.

Человеческое мышление оперирует не только с ДА и НЕТ, но и с такими категориями, как НЕ-ДА, НЕ-НЕТ, НЕ ЗНАЮ, МОЖЕТ БЫТЬ. Это прекрасно понимал Аристотель, в силлогистике (теории вывода умозаключений) которого не было места закону исключенного третьего. Но это не захотели принять Гегель и творцы т.н. «формальной» логики (Д. Гилберт, Б. Рассел), в рамках которой неразрешимы многие логические парадоксы.  

 

 

18 апреля  2011 года  исполнилось
5 ЛЕТ нашему сайту.
Поздравляем всех авторов и постоянных читателей!

 

Н. П. Брусенцов не жалуется на историю, распорядившуюся так, что в  «главную скрипку» сейчас играют двоичные компьютеры. Он рассказывает, что судьба его предшественников - продолжателей линии Аристотеля в логике - была куда трагичнее: в XIII веке Раймонд Луллий, создатель (правда, на бумаге - в виде диаграмм) троичной машины был побит камнями (мусульманами - за проповедь учения о Святой Троице), книги Уильяма Оккама (автора философского принципа «бритва Оккама») были объявлены папой Иоанном XXII еретическими, сам Оккам был отлучен от церкви и чудом избежал костра.  У Николая Петровича нет зависти к Стиву Джобсу, собравшему в гараже даже не ставшую «мэйнстримной» персоналку, но, тем не менее, сделавшую его миллиардером.  Он с ностальгией вспоминает годы своей молодости, когда в небольшой лаборатории из 20 человек с энтузиазмом создавалась  машина на совершенно новых логических и аппаратных принципах.  И жалеет  лишь о том, что уходит поколение тех, кто мог разрабатывать процессоры для оригинальных отечественных ЭВМ.  Брусенцова не покидают мысли о создании троичного процессора, но сейчас в России нет предприятий, которые могли бы выполнить его заказ. Может быть, в инновационном центре «Сколково» найдутся энтузиасты-разработчики?

Среди студентов ВМК  наибольшей популярностью сейчас пользуются программистские кафедры. Как и в «наши» дни, их всего три: АСВК, системного программирования и алгоритмических языков. Но в процентном отношении к общему количеству кафедр они составляют только 17 из былых 33.     Тенденция немного странная, учитывая, что в стране все меньше «ящиков», в которых нужны специалисты по численным методам, и, наоборот,  все больше требуются  программисты, знакомые с передовыми компьютерными технологиями.  Студенты, знакомые с западными стандартами обучения на факультетах «computer science», с горечью констатируют на своих форумах: «там» преподаватель, который не в состоянии объяснить, где могут быть использованы излагаемые им сведения, долго в должности лектора не задержится. И наоборот, «нашему» лектору такие вопросы лучше не задавать: выйдет себе дороже.  В результате «бюджетное» обучение сводится для студента к пресловутому принципу «сдал и забыл», и, в конечном счете, потере интереса к учебе.  Редко, кто в этих условиях способен стать специалистом мирового уровня, создать нечто новое, и всё же лишь на таких энтузиастов наша надежда.

Редактор сайта     В. Губочкин
 

ИДУЩИЙ СВОИМ ПУТЕМ
(к 86-летию Н.П. Брусенцова)

В 2008 году научной конференцией на факультете ВМК  МГУ было отмечено 50-летие создания первой в мире троичной машины "Сетунь". 

 На конференции выступил директор Виртуального компьютерного музея Э.М. Пройдаков. Он отметил, что основным препятствием на пути развития компьютерной техники является фон-неймановская архитектура, в рамках которой около 80% всего машинного времени уходит на поиск. Поэтому, по его мнению, будущее за ассоциативной памятью и объектной структурой. Э.М. Пройдаков подчеркнул важность инновационного мышления Н.П. Брусенцова. «Объединение идей Брусенцова и современных тенденций могло бы дать совершенно изумительный результат», — заключил он.

 Легендарная машина  родилась в достаточной степени случайно.  Заведующий кафедрой вычислительной математики мехмата МГУ академик Сергей Львович Соболев поручил молодому сотруднику кафедры Николаю Брусенцову разработать ЭВМ, доступную по цене для небольших исследовательских коллективов. От ламп в качестве элементной базы изначально  было решено отказаться (они часто выходили из строя), полупроводниковых транзисторов в стране практически не было, и тогда основным элементом для создания процессора и памяти Брусенцов предложил сделать доработанные им ферритовые сердечники.  Эти дешевые по цене детали как нельзя лучше подходили для реализации троичной логики.  С.Л. Соболев поддержал идею Брусенцова о создании полностью троичной ЭВМ. Была организована лаборатория в рамках ВЦ МГУ для ее разработки. Архитектура будущей ЭВМ обсуждалась на специальном научном семинаре, в работе которого живейшее участие принимал сам С.Л. Соболев, а также М.Р. Шура-Бура, К.А. Семендяев, Е.А. Жоголев. Назвать машину «Сетунью» предложил М.Р. Шура-Бура: «Машина малая, давайте назовем именем речки. А у нас тут рядом с университетом как раз речка Сетунь протекает».

В результате к концу 1958 года заработал опытный образец машины, а в 1961 году она была запущена в серийное производство. В сентябре 1961 года в павильоне «Радиоэлектроника» ВДНХ появился действующий образец серийной «Сетуни». За создание этой машины Московский университет удостоили Диплома 1-й степени. К «Сетуни» проявили значительный интерес за рубежом. Внешторг получил заявки из ряда стран Западной Европы, не говоря уж о соцстранах. Чехи были готовы выпускать до 300 таких машин в год. Но ни одна из заявок не была реализована. «У советских собственная гордость», и эта гордость помешала нашей стране стать законодателем мод в мировом компьютеростроении.

Затем, к 100-летию со дня рождения Ленина, была сделана «Сетунь-70». Это была стековая машина, вроде  «Эльбрусов». Но у «Эльбруса» был всего один стек — стек операндов. У американской  миниЭВМ PDP-11 также был всего один стек — процедурный. А «Сетунь-70» имела два стека — команд и операндов. На этой машине оказалось легко реализовать все идеи структурного программирования Э. Дейкстры.  Программы получались легко читаемыми и осваиваемыми, легко модифицировались.  После того как программу сверху вниз написали, ее проходили снизу вверх,  в результате чего она оказывалась, как правило, безошибочной. Позднее «Сетунь-70» была эмулирована на двоичных машинах в форме диалоговой системы структурного программирования (ДССП). 

К сожалению, лаборатория Н.П. Брусенцова после создания машины «Сетунь-70» была лишена права заниматься разработкой компьютеров («Создание ЭВМ - не дело университетской науки») и выселена из помещений ВЦ МГУ на чердак студенческого общежития, лишенный дневного света.  Там на базе «Сетуни-70» была создана обучающая система «Наставник». Эмулированная на других компьютерах, она 30 лет использовалась в учебном процессе на ВМК.

Несмотря на солидный возраст, Н.П. Брусенцов не перестает пропагандировать в статьях, интервью, в выступлениях на конференциях преимущества троичной логики и компьютеров на ее основе. Замечательный очерк о его жизни написал знающий Николая Петровича с 50-х годов Б.Н. Малиновский (р. 1921, ныне член-корреспондент АН Украины).  Текст можно посмотреть здесь.

 

Н.П. Брусенцов

Фотография 2000 года

 

 

Рамиль Альварес Хосе
 и Н.П.  Брусенцов
на слушаниях "День
российской информатики"
9.12. 2010
 

Николай Петрович Брусенцов (р. 7.02.1925,   г. Каменское, Украина - ныне  Днепродзержинск), кандидат технических наук, создатель троичной ЭВМ "Сетунь". 

Участник Великой отечественной войны. Награжден медалями "За отвагу", "За взятие Кенигсберга" и орденом Красной Звезды.  Окончил радиотехнический  факультет Московского энергетического института (1952).   С 1953 г. - сотрудник СКБ МГУ, главный разработчик троичной ЭВМ "Сетунь" (работающий опытный образец - 1958).

С 1956 г. - заведующий лабораторией электроники ВЦ МГУ.  С 1959 г. - заведующий проблемной лабораторией ЭВМ ВЦ МГУ (с 1970 г. - в составе факультета ВМК).

Совместно с Е.А. Жоголевым создал ЭВМ с сокращенным набором команд (RISC-архитектура) - "Сетунь-70" (апрель 1970 г.).  Вдохновитель  разработки диалоговой системы структурированного программирования (ДССП), компьютерной системы обучения "Наставник".

В настоящее время Николай Петрович Брусенцов заведует научно-исследовательской лабораторией ЭВМ факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ. Основными направлениями его научной деятельности являются: архитектура троичных цифровых машин, автоматизированные системы обучения, системы программирования для мини- и микрокомпьютеров, исследование принципов тринитарного программирования на базе силлогистики Аристотеля (отрицающей закон исключенного третьего) и символической логики Льюиса Кэррола (Чарльза Доджсона).

Н.П. Брусенцов автор 8 монографий и учебных пособий, в том числе: "Малая цифровая вычислительная машина "Сетунь" (1965 г.), "Миникомпьютеры" (1979 г.), "Микрокомпьютеры" (1985 г.),  "Базисный фортран" (1982 г.). Опубликовал свыше 180 статей. Имеет 11 авторских свидетельств на изобретения. Награжден орденом "Знак Почета" (1962), Большой золотой медалью ВДНХ СССР.

Лауреат премии Совета Министров СССР (1982).  Заслуженный научный сотрудник МГУ (1997).

Кандидат технических наук (1965).  Подготовил 8 кандидатов наук (2010). Ученое звание - ведущий научный сотрудник (2005).  Член Совета виртуального компьютерного музея  ( www.computer-museum.ru ) .

Личная страница Н.П. Брусенцова на сайте "Академия тринитаризма" -
 http://www.trinitas.ru/rus/doc/avtr/00/0150-00.htm

 

 Промышленный образец  МЦВМ  "Сетунь".

С 1961 по 1965 гг. было выпущено 50 таких машин. Разработка "Сетуни" защищена 10-ю авторскими свидетельствами, удостоена Диплома первой степени и Большой золотой медали ВДНХ СССР.

 

Средняя производительность - примерно 4000 оп/сек,
оперативная память 1458 тритов, память на магнитном барабане 35 000 тритов. Трехзначная логика. Язык программирования - автокод на основе польской инверсной записи (ПОЛИЗ).
Полностью технические характеристики -   здесь

 
 

                                         
Последнее  обновление  17.03.13