Публикация 29.08.2008
 
 

Публикация 29.08.2008

 
 
 
 
 
 
 
 

Математик из рода Клодтов
(к 30-летию со дня смерти Л.Н. Большева)

   

               КОНИ КЛОДТА (Владимир Плющиков)

  Когда привычно встанут на дыбы
И нехотя смирятся кони Клодта,
Путь осознав
От вольного полёта
До рабской обреченности судьбы,
Тогда заметен станет человек,
Из-под копыт дерзнувший вдруг подняться,
И не упасть,
И в морду рассмеяться
Коню, окаменевшему навек,
И намертво ступить на тот гранит,
Не чувствуя ни горести,
Ни боли -
Как превосходство разума и воли
Над непокорной силищей копыт...
 

29 августа 2008 г. исполнилось 30 лет со дня смерти заместителя заведующего кафедрой математической статистики ВМК (1970-1978) Логина Николаевича Большева. Он стреножил воздушных коней – боевые самолеты, но об этом мало кто из его студентов и сотрудников знал. Он являлся прямым потомком отца знаменитого скульптора П. К. Клодта – но об этом  тем более никто из них не догадывался. И, в то же время, дипломники и аспиранты Большева понимали, что их учитель – необыкновенный человек.  В 60-е и 70-е годы он был одним из ведущих  специалистов по маттстатистике в СССР, возглавляя соответствующий отдел в Стекловском институте. Он мог одинаково хорошо писать и правой, и левой рукой, был прекрасным рисовальщиком. В своих воспоминаниях о Большеве наш однокурсник Сева Малиновский приводит его рисунок – портрет А.Н. Колмогорова, в котором несколькими штрихами передан характер оригинала, не говоря уже о несомненном портретном сходстве. 
 Л.Н. Большев стал учеником Колмогорова в те времена, когда заниматься теорией вероятности было не очень-то «хлебным» делом:  в ходу был лозунг "Наука - враг случайности".  Но стал, и «стал заметен» - как герой легендарных скульптурных групп Петра Клодта.

О своих предках – остзейских баронах – Большев не рассказывал  ученикам, хотя наверняка мог бы многое поведать.  Редкое имя «Логин» звучит как ключ (login -!) к длинной череде поколений.  Обрусевшие немцы часто давали его в качестве русского «ника» своим сыновьям Людвигам. 

Общество потомков участников войны 1812 г. (о нем –здесь возобновило свою деятельность на 150-летие Бородинской битвы (после вынужденного перерыва длиной  в 45 лет), но прошло еще долгих 30 лет, прежде чем его члены, не боясь, cмогли начать публиковать свои родословные.  Активную деятельность  в этомОбществе  ведет сейчас Сева Малиновский, но тогда, в 70-х, два потомка прибалтийских баронов на кафедре матстатистики ВМК (Клодтов фон Юргенсбургов и фон Шлиппенбахов) – о своих предках не говорили, хотя о российской истории Сева услышал от своего учителя немало. 

Рядом с Аничковым мостом находится здание Математического института РАН (видно на снимке), эмблемой которого является... "укротитель коней" Клодта. Так перекрещиваются математика и искусство, и счастлив, наверное, тот, в чьей жизни подобное "судьбы скрещенье" оставляет глубокий след...

 

 

 
        Генерал-майор Карл Федорович        Академик ваяния  и живописи  
                Клодт фон Юргенсбург.               Петр Карлович Клодт.  
                   Портрет работы Дж. Доу           В мастерской. Дагерротип.  

Русский баронский род Клодт фон Юргенсбург (нем. Clodt von Jürgensburg) происходит из графства Маркского в Вестфалии, откуда Ролоф Клодт в 1515 году переселился в Лифляндию, Юргенсбург - название родового замка.  К 1700 г. прибалтийские земли принадлежали Швеции. В результате Великой Северной войны 1700 - 1721 гг. Лифляндия и Эстляндия отошли России, и большинство немецких прибалтийских фамилий стали подданными царя Петра.  Крузенштерны, Беллинсгаузены, Шлиппенбахи, Левенвольде, Врангели, Клодты - и несть им числа - с тех пор  верой и правдой служили России.

Прямой предок Л.Н. Большева
Карл Федорович Клодт фон Юргенсбург (
нем. Carl Gustav Clodt von Jürgensburg, 1765 - 1822) родился в Эстляндии. Получил приличное домашнее образование (точным наукам его обучал известный астроном Шуберт).  В 15 лет связал себя с военной службой, поступив сержантом в артиллерийский полк. В 22 года, будучи прекрасным рисовальщиком и чертежником, был принят на работу в Генеральный Штаб в Петербурге.  Участник турецких походов 1789 - 1790 и 1806 - 1812 гг.  Принимал участие во многих сражениях Отечественной войны 1812 - 1814 гг. За отличие в боях под Денневицем и Лейпцигом  был награжден в 1814 г. чином генерал-майора, его портрет работы Джорджа Доу висит в Военной галерее Зимнего дворца.  Последние пять лет жизни Карл Федорович провел в Омске, в должности начальника штаба Отдельного Сибирского корпуса (был переведен в Сибирь за появление в Генеральном Штабе в штатской одежде!). Его стараниями снята на карту значительная часть Южной Сибири.

Из турецких походов Карл Федорович писал домой редко, но всякий раз в пакет вкладывал вырезанную из игральной карты лошадку.  Эти фигурки определили судьбу его второго сына  Петра, ставшего всемирно известным скульптором.  Всего у Карла Федоровича было шесть сыновей и две дочери, и от него произошла целая династия из 18 художников различных жанров.

Автор знаменитых коней на Аничковом мосту Петербурга
Петр Карлович Клодт (Peter Jacob Clodt von Jürgensburg, 1805 -1867)  после смерти отца (в результате стресса от несправедливости, причиненной командиром корпуса) вернулся в Санкт-Петербург и поступил 17-летним юнкером в Михайловское артиллерийское училище. Находясь на военной службе, весь свой досуг он отдавал рисованию и вырезанию из бумаги фигурок животных. В 1827 г. вышел в отставку и целиком посвятил себя искусству.  По рекомендации царя Николая I, пришедшим в восторг от преподнесенной ему в подарок деревянной фигурки всадника, сделанной Петром, поступил вольнослушателем в Академию художеств.  Уже в 1833 году его шестерка коней украсила Нарвские триумфальные ворота в Петербурге - Петр опередил в конкурсе известного скульптора Пименова.

Будучи вольнослушателем Академии, Петр Клодт пошел в ученики к лучшему русскому литейщику Василию Екимову.  В 1838 году, когда первые модели "Укротителей коней", были готовы к отливке, Екимов внезапно умер. Клодт сам  сделал формы для расплавленной бронзы и руководил процессом литья. После чего - впервые в истории русского искусства - скульптор стал заведующим литейной мастерской и внес, впоследствии, в процесс литья много технологических улучшений. В 1838 г. (в 33 года!) ему было присвоено звание академика, он был назначен (без официального диплома об окончании Академии) профессором скульптуры Академии художеств.

Петр Карлович отличался простотой и демократизмом. В рабочей блузе, засучив рукава, барон фон Клодт встречал у себя в мастерской "сливки" общества, членов царской династии... Скульптуры его коней украсили королевские дворцы в Берлине и Неаполе, здание Большого театра в Москве, огромная  конная статуя - памятник Николаю I - стоит всего на двух точках опоры на Исаакиевской площади в Петербурге (условия равновесия были просчитаны лично скульптором). Летний Сад украшает лирический памятник баснописцу И.А. Крылову, над Киевом возвышается памятник князю Владимиру - крестителю Руси.

Смерть настигла Петра Клодта на отдыхе в его имении под Петербургом, во время занятия любимым делом - вырезанием фигурок животных.  Верно кто-то сказал: "Нет Петербурга без клодтовских коней!" - имя П. К. Клодта нерасторжимо связано с историей города.
 

Вячеслав Губочкин



Член-корреспондент
   АН СССР
 Л
. Н.  Большев
(1922 - 1978)

Из предисловия к Избранным трудам Л.Н. Большева, изданным в 1987 г.:

"Пройдя обучение в военно-авиационной школе, Л.Н. Большев до конца Великой Отечественной войны участвовал в боевых действиях в качестве летчика-истребителя. В 1946 г. он поступил на механико-математический факультет МГУ, который окончил в 1951 г., будучи учеником А.Н. Колмогорова.
В 1955 г. Л.Н. Большев защитил кандидатскую диссертацию "К вопросу проверки некоторых сложных статистических гипотез", а в 1966 г. - докторскую диссертацию "Преобразования случайных величин". Как один из ведущих специалистов нашей страны по теории вероятностей и математической статистике, он с 1966 г. был руководителем Отдела математической статистики МИАНа. Работу в институте Логин Николаевич сочетал с преподаванием в Московском университете. В 1974 г. Л.Н. Большев избран членом-корреспондентом Академии наук СССР.
Для работ Л.Н. Большева характерно сочетание высокого математического уровня с направленностью на практические приложения математической статистики... " 


Л.Н. Большев построил теорию асимптотических разложений для основных распределений вероятностей, широко применяемую в прикладных и теоретических вопросах. Совместно с С.В. Смирновым (помните непараметрический критерий Колмогорова - Смирнова?) он рассчитал на калькуляторах, в отсутствие "нормальных"  компьютеров, классические "Таблицы математической статистики" (1-е издание - 1965 г.), необходимые для вероятностных и статистических расчетов.
Член Международного статистического института (1970). Награжден орденом Красной Звезды (1945),  орденом "Знак Почёта" (1975).

Заместитель декана ВМК по связям
с общественностью,
доктор физико-математических наук
В. Ю.  Королев


Из интервью сайту "Клуб выпускников МГУ"
нынешнего заместителя заведующего кафедрой математической статистики ВМК,
доктора физико-математических наук Виктора Королева (почетного гостя нашего банкета 17.05.2008)

 

Кто из преподавателей факультета оказал (или оказывает) на Вас большое влияние? 

Эту кафедру я выбрал во многом еще и потому, что на ней работали незаурядные люди: Юрий Васильевич Прохоров, Логин Николаевич Большев, Геннадий Павлович Климов - личности, в наше студенческое время, просто легендарные. Моего первого научного руководителя Л.Н. Большева я выбрал вполне осознанно, потому что это был великий профессионал, который умел блестяще сочетать глубину математики с возможностью ее приложения к решению важных практических задач. Он ставил математическую задачу, исходя из конкретной прикладной, и умел так ее препарировать, что всегда получалась новая красивая математическая постановка. Он был очень интеллигентным и сильным человеком. Я занимался под его руководством в студенческие годы, он же рекомендовал меня в аспирантуру. Но, к огромному нашему несчастью, тогда же Логин Николаевич тяжело заболел и вскоре умер. В аспирантуре моим научным руководителем был профессор Виктор Макарович Круглов. По своим научным интересам он в некотором смысле антипод Логина Николаевича. В.М. Круглов - выдающийся специалист в области аналитических методов теории вероятностей, который, на мой взгляд, ценит внутреннюю красоту математики намного выше ее приложений. Ему удалось привить мне интерес к аналитическим методам теории вероятностей и предельным теоремам. Таким образом, из меня получился эдакий гибрид, который немного знает аналитические методы теории вероятностей и любит эти методы применять к решению разнообразных прикладных задач.

Полностью интервью можно посмотреть здесь

 

Доктор физико-математических наук, профессор
 В
. К.  Малиновский
 

Из воспоминаний  Всеволода Малиновского,
дипломника Л.Н. Большева - ныне профессора, доктора физико-математических наук

"Большев не бросает своих учеников"- эта фраза ходила в коридорах факультета ВМиК МГУ, где Логин Николаевич последние годы преподавал. Причем "не бросает" - не значит примитивной протекции. Это значит, что он заботится о росте тех, с кем согласился работать, и входит в детали их работы.

Стиль общения тоже был "нестандартный": пятнадцать минут разговора о математике, причем этого хватало для четкой постановки очередного шага в работе или для объяснения непонятного, а потом минут тридцать "вкусного" рассказа об истории России, Литвы, и проч., и проч. Из уст в уста - как рассказы о героях - ходила история о том, как, будучи научным руководителем Юлюса Круописа, Логин Николаевич выступил  на защите его кандидатской диссертации в Вильнюсе, произнеся всю свою речь по-литовски (не зная языка, он специально выучил речь наизусть, чтобы произнести ее на языке хозяев.  Литовский не похож ни на один европейский язык, он родствен санскриту).

Логин Николаевич много - без перерыва - курил. Он умер от рака. "Тут в палате все думают, что рак у всех остальных, но только не у них самих", - шутил он, когда несколько учеников посетили его в онкоцентре.
Логин Николаевич Большев похоронен в Москве, на Новокунцевском кладбище, под большим камнем-валуном красного гранита. Вечная ему память.

Полностью текст  можно прочитать здесь (pdf)
 

 

                    
                                             Последние изменения  30.03.09