НОВЫЙ ГОД
НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ
Вот и подошел к концу
2009 год. Наши переехавшие за рубеж на ПМЖ однокурсники уже
отметили католическое Рождество и сейчас готовятся вместе с "бывшим
советским народом" отпраздновать (с российским размахом) и
самый любимый праздник детства - Новый год.
Во всем западном мире
встреча Нового года происходит не в пример скромнее, чем
празднование предшествующего ему Рождества. Близки к нашим
традиции американцев и немцев. В США главным местом увеселений
считается нью-йоркская площадь Таймс-сквер, где ровно в полночь, в
соответствии со столетней традицией, разбивается вдребезги
трехметровый хрустальный шар. В Германии новогодний праздник называют «Сильвестр» и празднуют шумно. Неотъемлемая
его часть — фейерверки и прочая пиротехника. Ближе к полуночи к центру
города, на площадь к городской ратуше с часами, стягиваются толпы,
«вооруженные» бутылками шампанского и бокалами. С первым боем часов
небо озаряет грандиозный фейерверк, грохот которого сливается с
шумом вылетающих пробок и шипением пены. Потом бутылки, по местной традиции, бьют об асфальт или
булыжник.
В 2009 году я вновь
побывал в Израиле, как раз на исходе новогодних праздников, которые
там отмечаются в самый бархатный сезон - в сентябре. В
Иерусалиме, в знаменитом музее Книги, посвященной истории кумранских
рукописей, узнал о быте религиозной секты ессеев, которая жила по
канонам христианских монастырей еще... за 150 лет до рождения Иисуса
Христа. Что подтверждает идею Фридриха Ницше о единой
"иудео-христианской цивилизации".
И все же
"европейский" Новый год в Израиле не празднуется, и, более того,
считается правоверными иудеями днем траура. С чем наши бывшие
соотечественники ну никак не могут согласиться, и стараются
отмечать наступление Нового года со всеми привычными атрибутами их
детства - елкой, Дедом Морозом, шампанским и салатом "оливье". "Не плакать, не
смеяться, но понимать", говорил когда-то, определяя назначение
философии, Бенедикт (Барух) Спиноза. Пытаясь разобраться с
парадоксальным отношением к дню 1 января на Святой Земле, перенесем
эту мысль и к другим реалиям нашей, тоже во многом парадоксальной,
жизни.
С Новым годом!
Редактор
сайта Вячеслав
Губочкин
Новогодний репортаж с Times Square -
Здесь |
Приехавшие
в Израиль иммигранты из бывшего Союза узнают, что Новый Год
здесь называют Рош А-Шана. Празднуют его в сентябре, в
нефиксированную дату, и больших эмоций этот праздник у большинства
новоприбывших не вызывает.
Нерелигиозные израильтяне с немецкими корнями отмечают 31
декабря что-то смурное под названием «Сильвестр».
А вот тот самый, привычный и любимый Новый Год не
отмечается, а 1-е января в Израиле является самым обычным
рабочим днем, если не выпадает на субботу.
В некоторых еврейских общинах это день траура, а главный
раввинат грозит ресторанам, в которых будет
«шумно»
в ночь
на 1 января, отзывом сертификата кошерности.
Дед Мороз не
в чести у главного раввината Израиля. Каждый год владельцы отелей, ресторанов и других публичных
заведений получают предупреждение с едва скрытой угрозой:
избегать использования красных шапок Санта-Клауса, елок и
игрушечных Дедов Морозов для украшения интерьеров в дни
праздников, приходящихся на конец года. Названия
заведений, в которых будут зафиксированы нарушения, попадут
в специальный список и будут преданы гласности, и эти
заведения будут бойкотироваться. Более того, замеченный в
нарушении распоряжения ресторан лишится
«кошерного»
сертификата. Иными словами, заведение просто закроется,
поскольку его не будут посещать следующие строгим
религиозным канонам иудеи.
Откуда же такой
«зуб»
у
«религиозных»,
составляющих всего 10% населения страны, но имеющим большое
влияние в парламенте, на безобидных «Дедов»?
Оказывается, в них живет историческая память народа, на
протяжении более, чем 2000 лет испытывавших накануне
дня 1 января особые лишения.
|
Пусть в наступающем году
Успехи новые придут,
Во всем сопутствуют удачи,
И разрешатся все задачи.
И чтобы этот год грядущий
Счастливей стал,
Чем предыдущий!
И пусть все мы увидимся на нашей
глобальной встрече 22 мая 2010 года!
|
|
Как известно, 1 января в качестве новогоднего дня установил
римский император Юлий Цезарь в 46 г. до н.э. Первый Новый
год был «отмечен» в римской провинции Иудее жестоким
подавлением восстания местных жителей. По свидетельствам,
кровь текла по улицам.
А в это время в Риме язычники праздновали Новый год,
устраивая ритуальные пьяные оргии в храмах, т.к.
верили, что таким образом они смогут подняться до уровня
богов, создавших Мир из хаоса.
В 324 г. римский папа Сильвестр I,
убедил императора Константина запретить евреям под страхом
смерти проживание в Иерусалиме. По
легенде, папа в свое время излечил Константина от проказы, а
затем обратил в христианство. Папа умер 31 декабря 335 года, был объявлен святым, а день 31 декабря стал
«Днем святого Сильвестра».
В течении Средневекового и Постсредневекового периодов ночь на 1-е января для евреев Европы всегда означала большую
опасность. В головах христиан просто не укладывалось, что те
самые евреи, которые не приняли Иисуса, не признали в нем
пророка, живут рядом с ними, не говоря уже о том, что в этот
день их «идолу» было сделано обрезание. Так как пережить
они этого не могли, то этот день в истории полон
всевозможных трагических событий и проявлений антисемитизма:
сожжения книг и синагог, публичных пыток, погромов и убийств.
Недобрую славу о себе в
исторической памяти иудеев оставил и папа Григорий
XIII, установивший
в 1582 году
современный григорианский календарь.
В
день
1.01.1577 он установил декретом, что все евреи Рима, под
страхом смертной казни, должны внимательно слушать
обязательную проповедь о необходимости перехода в
христианство, которую давали в римских синагогах после
молитвы в пятницу вечером христианские священники, которые
специально для этого приходили. Ну а под Новый
1581
год он приказал, чтобы войска папы римского
конфисковали всю священную литературу римской еврейской
общины. Тысячи евреев были убиты во время этой кампании.
Зарева костров сжигаемых книг в очередной раз осветили
новогоднее небо. Существует мнение, что традиция устраивать
новогодние фейерверки исходит именно из зарев от этих
пожаров.
Выходцы из СССР вряд ли знают все эти исторические
обстоятельства, и потому продолжают отмечать на своей новой
родине наступление Нового года так, как привыкли. Благо,
даже во времена Сталина этот праздник не нес идеологическую
нагрузку. Хочется верить, что в Израиле, с его богатыми
демократическими традициями, толерантность и в этом
вопросе восторжествует.
|