Путешествие дилетанта III

 
 
 
 
 
 
 
     
      Вячеслав Губочкин.

По следам наших пивоманов. Пльзень

Путешествие в столицу пива 
4 августа 2009 года

Идея посетить Пльзень у меня возникла сразу после знакомства с фотографиями Наташи Матвеевой (Паниной), сделанными во время производственной практики в Праге в 1977 году (выложены в мае с.г. здесь).  Во-первых, хотелось посмотреть, в какую сторону изменилось в Пльзене состояние все-таки довольно потрепанными выглядевших при социализме  средневековых домиков на центральной площади.  Дважды побывав к тому времени в Пардубице,  я просто влюбился в архитектурный стиль ренессанс, практически отсутствующий в России. А в этом городе после «бархатной» революции старинные домики стали выглядеть, как конфетки, вызывая в памяти картинки из детских книжек со сказками. И, во-вторых, хотелось побывать в признанной мировой столице пива, чтобы там отведать нефильтрованного разливного праздроя – пива, лучше которого в мире нет, по уверению многих. И вот на следующий день после переезда из Пардубице в Прагу я снова отправился на центральный железнодорожный вокзал, чтобы осуществить задуманное.


Обзорная галерея в прежние времена
(сейчас зарешечена "в полный рост")


Через минуту после отправки поезд нырнул в тоннель, по которому ехал минут пять.  Потом узнал, что строительство этого тоннеля, длиной 1350 метров, было закончено в 1871 году, и для того времени прокладка тоннеля такой длины под жилыми кварталами   было эквивалентно строительству тоннеля под Ла-Маншем 100 лет спустя.  Путь до Пльзеня  занял часа полтора.  Вагон электрички с «самолетными» креслами был заполнен в лучшем случае на четверть, поезда же на Пльзень отправляются из Праги каждый час.  Капитализм в Чехии явно с большим «человеческим лицом», чем у меня в Питере, где в будние дни ходит минимум электричек, и заполнены они достаточно основательно.

От железнодорожного вокзала в Пльзене до центра города всего две остановки на трамвае, и вот я у стен знаменитого собора св. Бартоломея, самого высокого в Чехии.  Собор св. Вита в Пражском Граде ниже его на 6 метров, хотя выглядит, конечно, поимпозантнее.  Купив на входе за 30 крон билет, устремляюсь по винтовой лестнице вверх, чтобы с высоты 60 метров, на которой расположена обзорная галерея, окинуть взором то, на что смотрели «наши» 32 года назад.

 

                Площадь Республики. 1977 год


    
     Площадь Республики. 2009 год

Площадь Республики перед собором – одна из самых больших в Чехии, от галереи до зданий по ее периметру – больше 100 метров. Но и невооруженным взглядом видно,  что «следов времени» на их фасадах, которые просматривались тогда, сегодня нет и в помине - в лучах летнего солнышка пятисотлетние домики смотрелись, как новенькие!  Делаю несколько кругов по галерее, чтобы запечатлеть на фотокамеру панораму города – с высоты он весь виден, как на ладони. Удается различить и знаменитую водонапорную башню, похожую на шахматного ферзя, - один из символов города, и красивую синагогу в оригинальном мавританском стиле – третью в мире по величине (после Иерусалимской и Будапештской).  Новая городская синагога   была построена в конце 19-го века, но сейчас  используется не только для служб, но и как концертный зал - евреев в городе, после холокоста второй мировой,  осталось не много. Удовлетворенный увиденным, спускаюсь  «с покоренных вершин» вниз. Следующий пункт программы – гордость города и Чехии Музей пива.



 
Логотип автомобилей "Шкода"

Дорога к этому «храму» (для всех пивоманов) начинается с улицы Рузвельта, одним концом выходящей на северо-западный угол площади Республики. Американцы освободили Пльзень в мае 1945-го,  улица Рузвельта и мост генерала Патона названы в память об этом событии. Навстречу попался забавный электромобиль в виде паровозика – он тянул за собой  два минивагончика с туристами. Подозреваю, что это была разработка с маркой «Škoda» - широко известный автозавод расположен именно в Пльзене. На логотипе завода  - стрела и перо индейца. Оказывается, основатель компании Эмиль Шкода (1839 - 1900) в молодости совершил вояж по Североамериканским Соединенным Штатам. Его проводником был индеец, которого Эмиль затем привез в Европу и сделал членом семьи. Необычный логотип – в честь того индейца.  

Музей пивоварения на Паркане


"Шинок XIX века"  при входе в музей

И вот подхожу к музею. О 500-летней истории его стен можно только догадываться -  «нормализация» (период после «бархатной» революции) постаралась!  На входе посетителей встречают восковые персоны пивоманов XIX века. Рядом с ними на стене портрет бородатого короля с огромной кружкой пива в руках. Позже узнал, что это было каноническое изображение легендарного короля Гамбринуса, которое раньше можно было встретить во многих шинках, в том числе и в том, что описал Куприн в своей знаменитой повести.  Имя «Гамбринус» происходит от имени фламандского короля Яна Примуса (Яна I, 1261-1294), который за любовь к пиву был избран председателем гильдии брюссельских пивоваров. Еще он очень любил участвовать в рыцарских поединках, на одном из которых, увы, и погиб «в возрасте Христа».  

Народу в музее в тот день было немного, все желающие в дополнение к билету могли получить «аудиогид» с записью текста экскурсии на одном из распространенных языков. Русский, по счастью, в их число входил, и я с большим интересом, перемещаясь по подсказке гида из зала в зал, прослушал всю историю пивоварения от Древнего Египта до наших дней, параллельно рассматривая многочисленные занимательные экспонаты.  Вот что мне удалось узнать про знаменитое пльзеньское пиво.

 Первое письменное упоминание о производстве пива в Чехии относится к 993 году. Королевский эдикт о разрешении пивоварения в Пльзене датирован 1307 годом.  Правом производить пенный напиток в городе были наделены примерно 260 семей. В здании Музея пива с конца XV века как раз и находилась одна из семейных пивоварен. Каких-либо единых стандартов качества долгое время не было – они появились лишь в середине XIX века. Так что поначалу пригодность к употреблению нового сорта пива проверялось знаменитыми кожаными штанами: после часа сидения в них на смоченной пивом лавке надо было штанами эту лавку поднять.  Ну, а за продажу некачественного пива шинкарю брили голову и разбивали посуду.  И все же такие простые меры не всегда приводили к нужному результату: молва в Чехии о пльзеньском пиве была не очень хорошая.

Наконец, в 1838 году власти богатого города решили построить большой пивоваренный завод, на котором семьи могли варить пиво уже по определенным канонам. После окончания строительства они «выписали» из Баварии пивовара Йозефа Гролла - пьяницу и грубияна, но большого мастера своего дела.  5 октября 1842 года он из местного сырья сварил новым способом – низового брожения - замечательное светлое пиво, технология приготовления  которого потом осталась практически  неизменной. В 1898 году пивоварня запатентовала  исторический бренд Pilsner Urquell – «Пльзеньское оригинальное», или «Пльзеньское из первоисточника».   Впоследствии к «Первому мещанскому» пивному заводу в Пльзене добавились еще три, один из которых назывался «Гамбринус». Впоследствии все заводы были объединены в один – «Пльзенский Праздрой», сейчас на нем, помимо главного  пльзеньского бренда, выпускается и пиво «Гамбринус». 

"Лаборатория качества" середины XIX века

С середины XIX века на заводах  стали работать «лаборатории качества», которые тщательно следили за  соблюдением всех технологий. Среди многих экспонатов музея меня привлек прибор, похожий на самописец. Его изобрел в 1948 году инженер Ярослав Гейровский для наблюдения за состоянием сахарных растворов.  Должно быть, среди членов Нобелевского комитета  50 лет назад было немало любителей качественного пива:  в 1959 году за создание этого прибора Гейровскому была присуждена Нобелевская премия!

 

 

Шинок «На Паркану» при Музее пива, наверное, можно рассматривать как «святая святых» пивного  храма.  Здесь я, наконец, продегустировал знаменитый напиток – нефильтрованный пльзеньский праздрой (он же – Pilsner Urquell).  


Вацлав Гавел
"на подхвате"

В 1974 году будущему президенту посткоммунистической Чехии Гавелу понадобилось подтверждение о месте работы – существовала реальная угроза, что органы госбезопасности ему, как ранее в СССР  Бродскому,  пришьют  статью за «тунеядство». Вацлаву Гавелу  тогда было 38 лет. Он устроился подсобным рабочим в трутновской пивоварне, приезжая на работу на «Мерседесе», купленном на деньги от идущих на Западе пьес.  Через три месяца его повысили в должности, поставив к агрегату по фильтрации пива. В своих мемуарах Гавел пишет, что он был вынужден «портить пиво»: «Пиво приходится фильтровать, и только после этого, таким образом уже немного подпорченным процессом фильтрования, развозить по магазинам и пивным. Так вот, я был тем, кому приходилось портить пиво».

Пиво - это скоропортящийся продукт, и его сохранность для производителя имеет очень большое значение. Основным способом придания пиву стабильности на большинстве заводов является пастеризация. Нагревание пива в процессе пастеризации негативно отражается на его вкусовых качествах. Сейчас появилось очень много минипивзаводов с ресторанами и барами, которые привлекают клиентов продажей нефильтрованного пива. А если на заводах имеются возможности выпускать больше пива и продавать его, возникают проблемы с увеличением срока годности. Нефильтрованное пиво может храниться до нескольких суток, профильтрованное на кизельгуровом фильтре - от 10 до 30 дней, профильтрованное на кизельгуровом фильтре и прошедшее стерильную обеспложивающую фильтрацию - от 30 до 90 дней.

Так как дрожжи в значительной степени насыщены ценным витамином В, то для здоровья полезнее пить нефильтрованное, богатое дрожжами пиво. Однако этому желанию противостоит совершенно обоснованное стремление пить отфильтрованное, с блеском пиво.

Пиво этой марки мне и раньше, разумеется, доводилось употреблять – и в бутылочном, и в разливном «исполнении». Но почему-то, странное дело, бутылочный «пилснер» не слишком отличался на вкус от других чешских брендов – «будвара», «старопрамена», не говоря уже о «гамбринусе».  В разливных фильтрованных (без пастеризации) «версиях»   отличия уже ощущались, и я уже начинал выделять праздрой из ряда других, также высочайшего качества, сортов. И только «На Паркане»  Pilsner Urquell предстал передо мной во всей своей «живой» красе.

 

Шинок при Музее пива

Закуска на фоне лучшего в мире пива

Поначалу я с подозрением отнесся к поданному мне мутноватому напитку. Но уже через пару минут дрожжи куда-то улетучились, пиво заблестело, а сантиметровый слой пены наверху сохранялся до самого конца – пока не показалось дно стремительно пустеющего бокала.  0,5 литра – моя норма, больше организм не требует даже в самую сильную жару.  Но тут он воззвал заказать еще одну кружку. Охлажденный до нужной температуры напиток пился очень легко, опьянения, от которого хочется спать, не чувствовалось.  И здесь я, наконец, понял, почему чехи почти не пьют баночного пива (особенно полного консервантами),  не много потребляют бутылочного, но заходят каждый день в свои пивницы за разливным, а еще лучше – «живым», нефильтрованным пивом.  

 160 литров на человека в год – чехи мировые рекордсмены по потреблению пива, однако не создают впечатления «больной» нации.  Просто они научились делать пиво высочайшего качества, которое при умеренном потреблении (полулитровый бокал на взрослого человека каждый день) действует на них, как лекарство.  Россияне потребляют только 67 литров пива на человека в год. Но, увы, «правильное» пиво – на мягкой воде и из приличного сырья – делают только в Питере, и «живым» или, хотя бы, непастеризованным,  в регионы оно, конечно, не попадает.  Вот и пьют россияне «неправильное» пиво,  зачастую, при этом, добавляя в него и более крепкий напиток.

Много любопытного я узнал, совершив вояж в «пивную Мекку». Остался не посещенным  завод, производящий праздрой - со своим музеем и пивным залом. Может быть, кто-то, заинтересовавшись, доберется и до него – продолжив путешествие «по стопам наших»? 

Галерея фотографий "Пльзень-2009"  выложена   здесь

                    
                                                                                Последние изменения  14.09.09       

Hosted by uCoz