Про пиво и ЕГЭ
Продолжаю свой рассказ о третьем "путешествии дилетанта" (книжку
Окуджавы с похожим названием люблю с юности, пусть уж на небесах
он
простит мне плагиат). Предыдущие два (в 2002-м и 2004-м) начинались, как и
нынешнее, в Пардубице, на международном
шахматном фестивале. В 2009 году после окончания фестиваля я решил
посетить Пльзень - город, в котором когда-то побывали, во
время "ненавязчивой" производственной практики 1977 года, наши
однокурсники. Российскую пивную столицу Питер, в которой я
живу, роднит с Пльзенем - столицей пива в Чехии - наличие в
окрестностях источников мягкой питьевой воды, необходимой для
производства пива высшего качества. Поэтому не случаен мой
интерес (и любовь) к напитку, на уровень производства которого не
влияют даже мировые кризисы (в Питере пивоваренная компания
"Балтика" стабильно приносит в городской бюджет 10% )! "Пивные"
истории составляют заметную часть "Историй" на нашем сайте, и потому
репортаж из Пльзеня, мне кажется, вполне имеет отношение к
ВМК.
"Болонский процесс" в нашей стране >
набирает
все большие обороты:
в этом году единый госэкзамен из некой химеры вполне уже
превратился в реальность. Как и в любом новом деле, чиновникам
от образования не удалось все предусмотреть, и поэтому, наряду с
положительными моментами от внедрения "эксперимента", вылезло и
много минусов. До сих пор еще - в сентябре! - во многих
вузах не закончена эпопея с поступлением. Ведущие
российские университеты (МГУ и СПбГУ) были лишены в этом году
возможности проводить экзамен по профильному предмету, лишь "спустя
лето по малину" президент Медведев выступил с такой инициативой.
Своими раздумьями по теме, затрагивающей в той или иной степени
каждого из нас (а у кого нет родственников "подрастающего поколения"?),
согласился поделиться наш главный специалист
по педагогике - декан факультета математики главного
питерского педвуза Виктор Будаев, за что ему - огромное спасибо.
Редактор сайта
Вячеслав
Губочкин
|
|
 |
Вячеслав Губочкин.
По следам наших пивоманов. Пльзень
Путешествие в столицу пива
4 августа 2009 года
|
Идея посетить Пльзень у меня возникла сразу после знакомства с
фотографиями Наташи Матвеевой (Паниной), сделанными во время
производственной практики в Праге в 1977 году (выложены в мае с.г.
здесь).
Во-первых, хотелось посмотреть, в какую сторону изменилось в
Пльзене состояние все-таки довольно потрепанными выглядевших при
социализме средневековых домиков на центральной площади. Дважды побывав к
тому времени в Пардубице, я просто влюбился
в архитектурный стиль ренессанс, практически отсутствующий в России. А в этом
городе после «бархатной» революции старинные домики стали выглядеть,
как конфетки, вызывая в памяти картинки из детских книжек со
сказками. И, во-вторых, хотелось побывать в признанной мировой
столице пива, чтобы там отведать нефильтрованного разливного
праздроя – пива, лучше которого в мире нет, по уверению многих.
И вот
на следующий день после переезда из Пардубице в Прагу я снова
отправился на центральный железнодорожный вокзал, чтобы осуществить
задуманное.
Через минуту после
отправки поезд нырнул в тоннель, по которому ехал минут пять. Потом
узнал, что строительство этого тоннеля, длиной 1350 метров, было закончено в 1871 году,
и для того времени прокладка
тоннеля такой длины под жилыми кварталами было эквивалентно
строительству тоннеля под Ла-Маншем 100 лет спустя. Путь до Пльзеня занял часа полтора. Вагон электрички с
«самолетными» креслами был заполнен в лучшем случае на четверть,
поезда же на Пльзень отправляются из Праги каждый час. Капитализм в
Чехии явно с большим «человеческим лицом», чем у меня в Питере, где
в будние дни ходит минимум электричек, и заполнены они достаточно
основательно.
От железнодорожного
вокзала в Пльзене до центра города всего две остановки на трамвае, и
вот я у стен знаменитого собора св. Бартоломея, самого высокого в
Чехии. Собор св. Вита в Пражском Граде ниже его на 6 метров, хотя
выглядит, конечно, поимпозантнее. Купив на входе за 30
крон билет, устремляюсь по винтовой лестнице вверх, чтобы с высоты
60 метров, на которой расположена обзорная галерея, окинуть взором
то, на что смотрели «наши» 32 года назад.
Продолжение и полный текст -
здесь
Фотогалерея
«Пльзень-2009»
-
здесь
Из чего варят пиво -
здесь |
|
 |
Виктор Будаев.
ЕГЭ:
ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ,
А ПОЛУЧИЛОСЬ… |
Одной
из основных примет 2009 года стал единый
государственный экзамен (ЕГЭ), неожиданно для многих
превратившийся из долгоиграющего эксперимента в
объективную реальность, влияющую на судьбы миллионов
выпускников школ и их родителей. По долгу службы
(работаю деканом факультета математики в
педагогическом университете) знаю проблему не
понаслышке. Поделиться некоторыми впечатлениями для
сайта попросил меня наш «рулевой» Слава Губочкин.
Начну
издалека. Все мы знаем, насколько упал престиж
профессии учителя. «Падение» началось в наши
школьные годы, если не раньше, и продолжается до сих
пор. Учитель – одна из самых низкооплачиваемых и
малопрестижных профессий. Как следствие – в
педагогические вузы уже несколько десятков лет идут
поступать лишь те, кто не надеются поступить
куда-либо еще, а также немногие мечтающие об
учительском труде романтики. Уровень студентов
педагогических вузов и, соответственно, уровень
молодых учителей давно и упорно снижается. Какое-то
время школа держалась за счет опытных учителей
«старой закалки», но время сделало свое дело. Увы,
сейчас в школах работает несметное количество людей
случайных и малопрофессиональных.
Добавим
к этому непродуманные реформы образования. Учтем и
еще один немаловажный фактор: у нас (да и во многих
других странах) одни и те же люди не только учат, но
и оценивают знания. Фактически, учителя сами
оценивают свою работу. Вот и получается: толково
учить не можем, но поставить высокую оценку – это
пожалуйста… В итоге имеем то, что имеем: небольшое
количество (думаю, процентов пять) элитных школ,
продолжающих вопреки всему давать хорошее
образование (спасибо энтузиастам-учителям,
энтузиастам-организаторам, спонсорам и т.д.), и
огромное количество остальных школ, выдающих
прекрасные аттестаты с пятерками-четверками и не
дающих порой даже самого элементарного минимально
необходимого уровня знаний и культуры.
Продолжение и полный текст -
здесь |