Публикация 20.09.2009
 
 

                          Публикация 20.09.2009

 
 
 
 
 
 
 

Прага. Костел Девы Марии перед Тыном
 

Прага, Градчаны. Ресторан U Cisaru
 

Москва. Исторический музей. Справа о чем-то беседуют Ильич и Николай II

 

Музыка в камне

Известному чешскому журналисту начала XX века Эгону Кишу (его русские "аналоги" - В. Гиляровский и А. Невзоров) принадлежат слова: "Прага - это калейдоскоп впечатлений".  Гуляя по Праге уже в третий свой приезд в Чехию, я убедился в бессмертии его фразы - здесь настолько переплетены история, архитектура, литература, музыка, да еще и  с вкраплением мифов разных веков, что любопытствующая голова все равно каждый раз пухнет от обилия новых впечатлений.  В этом году, к примеру, башни собора Девы Марии перед Тыном на Староместской площади  мне показались дюзами космических кораблей из "Звездных войн" (пражане называют их "чертовками" - ведьмами), орган под сводами собора  завораживал "космическим" звучанием баховских  прелюдий и фуг, могила Тихо Браге - захороненного тут же знаменитого астронома, учителя Иоганна  Кеплера, заставляла вспоминать об удивительной эпохе короля-мистика Рудольфа II, астрологом которого Браге "по совместительству" был (легенда о Големе - из тех времен).  Выходишь из костела, и тут же тебе мемориальная доска на одном из домов рассказывает, как здесь когда-то Альберт Эйнштейн, будучи профессором Карлова университета, на  скрипочке играл  для своего друга, писателя  Франца Кафки.

Чешская архитектура вызывает непрерывное восхищение и, тем самым, уважение к народу, возведшего красоту в некий культ. Улицы и здания Праги "соразмерны" человеку, не подавляя его имперским величием, как это ощущается в Вене (съездил туда из Праги с однодневной экскурсией).  И потому  я большим удовольствием  шел "по следам наших пивоманов", представляя параллельно, как они вдыхали "воздух свободы" в 77-м.

За двести лет употребления стала банальностью фраза "архитектура - это застывшая музыка"
(процитировав  философа Шеллинга в беседах с Эккерманом, ее сделал популярной Гете). Готику германских городов так и хочется соотнести  с музыкой Баха.  Современная Москва с ее "апофеозом" - новым храмом Христа-Спасителя - напоминает мне увертюру Чайковского "1812 год", написанную по заказу к освящению "первого" храма.  Произведение это - громкое, эклектичное и кажется глуповатым, хотя  довольно величественное и полно оптимизма.  Статьи и книги Алексея Рогачева об архитектуре старой Москвы будят в душе иные мелодии, в которых - и ностальгия,  и щемящая боль за "город, которого нет". 

Редактор сайта       Вячеслав Губочкин 

  Вячеслав Губочкин

Вячеслав Губочкин.

По следам наших пивоманов. Прага

 В поисках «Рыцаря»

Фасад ресторанчика почти не изменился, так что узнать было не трудно. А сердечко ёкнуло... 
Из письма Владимира Проценко автору

Если  когда-нибудь (представим фантастическое) станет  вопрос о выборе святого – покровителя студенчества МГУ,  то одной из  кандидатур для «канонизации» вполне мог бы быть предложен наш Андрюша Лукшин. В нем объединились наклонности и технаря (с легкостью «брал»  у доски сложнейшие задачи, со временем стал доктором физ-мат наук) и гуманитария (любил философию и литературу, сам писал стихи); он мог быть и «формальным» лидером (работал в факультетском комитете комсомола), и неформальным - «душой» разных компаний. Был Андрей ярким носителем традиций буршества – с тягой к гулянию и выпивкам, но, в то же время,  несомненно, следовал заповеди «пей, да дело разумей». Как жизненный подвиг – немаловажное обстоятельство для «причисления к лику святых» - могли бы рассматриваться проведенные им в мученичестве последние годы, когда он, ослепший, страдающий от боли, вызванной опухолью в головном мозге, еще умудрялся читать лекции новому поколению студентов ВМК…   И тогда, возможно, станет пражский ресторан « U Cisaru», в который на протяжении столетий захаживали чешские короли, и в котором Андрюша «зажигал» в 1977-м,  культовым местом не только для президентов и премьеров (вместе с Вацлавом Гавелом там бывали   Буш–старший, Тэтчер, Коль, Горбачев), но и для всех, кому «есть, что вспомнить» о славных годах студенческой жизни.

Приехав в августе 2009 года в Прагу после окончания шахматного фестиваля в Пардубице, я не знал ни точного адреса ресторана, куда любили ходить в 1977-м наши практиканты,  ни даже его чешского названия. Но найти и ощутить это «genius loci» («место силы») очень хотелось: все-таки учился в одной группе с нашим героем, и даже ходил пару раз с ним «по пиву». Андрей в моем представлении действительно был героем: своим обаянием он взял Прагу «без выстрела», хотя наверняка  у большинства чехов в пивной был большой «негатив» на русских за события 1968 года (следы от осколков на здании Национального музея напоминают о них до сих пор - наши танкисты выпустили по музею  несколько снарядов, по ошибке приняв его за парламент). 

 Продолжение и полный текст - здесь

   Фотогалерея  «Прогулки по Праге-2009»


 

 
Алексей Рогачев.

МГУ на Манежной. 

О чем рассказывает мемориальная доска
на Историческом музее

 

В центре Москвы, на стене Исторического музея установлена мемориальная доска, повествующая, что  именно на этом месте находилось первое здание Московского университета.  Рассказать об этом здании редактор сайта попросил автора многих книг по истории Москвы Алексея Рогачева.

 В конце XVII века на месте нынешнего Исторического музея выстроили очень симпатичное здание для Земского приказа – в духе нарышкинского (московского) барокко, в два (в центре – в три) этажа, с нарядной башенкой.  Если бы здание дошло до наших дней, то считалось бы незаурядным памятником архитектуры.  Но его сломали в восьмидесятых годах XIX века. 

Картина XVIII века: здание университета - слева, в центре - Воскресенские ворота, справа - существующее ныне здание губернского правления

В свое время в его судьбу вмешался Петр I. Он приказал разместить в приказном здании главную аптеку – факт интересный, говоривший о значении, придаваемом царем-преобразователем делу здравоохранения. Рядом пристроили «Казанскую австерию», попросту пивную, что тоже весьма характерно. 

В 1754 оба здания сочли пригодными для размещения вновь открываемого Университета и гимназии при нем.  К 1755 дома освободили, подчистили, и загрузили туда студентов и гимназистов. К сожалению, аптека оказалась для них слишком тесной (всего 14 окон по фасаду), а австерия разваливалась на глазах, и потому  ее  пришлось разобрать.

    Продолжение и полный текст - здесь


Последний день Москвы

Из аннотации к книге:

 Батый и Наполеон, крымские татары и литовские оккупанты
 не раз оставляли на месте Москвы пепелище.
А кроме них были войны, революции, пожары, наводнения... Сейчас,
в XXI веке, Москве угрожают новые катастрофы — техногенные и новые враги — террористы.
Устоит ли она против этих новых угроз? Эта книга - рассказ о крупнейших катаклизмах, случившихся в столице за все время ее существования, и о том, как Москва и москвичи
с ними справлялись
.
 

  Ольга и Алексей Рогачевы Алексей Рогачев (род. 6.03.1956 в Москве),

заместитель директора, начальник отдела геоинформатики
ОАО
«Центр инфраструктурных проектов», город Москва.

Женат на однокурснице - Ольге Рогачевой (Селезневой)
Медаль ордена За заслуги перед Отечеством II степени

Из  Указа Президента РФ от 10 сентября 1999 г. N 1215
" О награждении государственными наградами Российской Федерации "


За заслуги перед государством, многолетний добросовестный труд и большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами наградить:
  
 Медалью ордена  "За заслуги перед Отечеством" II степени  

- Рогачева Алексея Вячеславовича - заместителя директора Государственного научно-внедренческого центра геоинформационных систем и технологий Федеральной службы геодезии и картографии России, город Москва

О медали ордена "За заслуги перед Отечеством" и других наградах РФ - здесь

     Выпускник ВМК 1978 года Алексей Рогачев практически всю свою трудовую жизнь - с начала 1980-х годов - занимается геоинформатикой или, проще говоря, цифровой картографией.  На ответственном посту технического директора Госгисцентра в значительной степени определял развитие этой прикладной науки в нашей стране: руководил разработкой отраслевых стандартов, федерального банка цифровых топографических карт.  Имея доступ к картам Москвы в самых разных "срезах", увлекся историей города.
    В 1994 г. А. Рогачев создал лабораторию москвоведения при Московском институте развития образовательных систем и возглавлял ее на протяжении 10 лет. В 1994 году вышел в свет написанный им первый школьный учебник по москвоведению,   позже удостоенный премии  правительства РФ.  Со временем в круг интересов Алексея вошла и история архитектуры Москвы, в основном, конца XIX - начала XX веков. Им написано большое количество статей на эту тему, часть из которых можно посмотреть здесь .    Перу  Алексея принадлежат также 12 книг по истории Москвы и  ее архитектуры, написанных лично и в соавторстве.  В  2009 году  в издательствах "Феникс" и "Алгоритм" вышла новая книга, о  катастрофических для  Москвы событиях - "Последний день Москвы". 

 
 

                    
                                                                                                                    Последние изменения  22.10.09