Публикация 24.02.2015
  
 

 Публикация  24.02.2015

 
 
 
 
 
 
 
 

Памятник Александру Невскому в Харькове
 


Санторини.   Город Ия
 

Игорь Стрелков и Александр Бородай

 
 

Формула пассионарности 

Три дела, утверждал Козьма Прутков, однажды начавши, трудно кончить: а) вкушать хорошую пищу; б) беседовать с возвратившимся из похода другом и в) чесать, где чешется. Я бы добавил в этот список и пункт г) - интересоваться политикой. Когда в ноябре 2013  года начались события на киевском «Майдане Незалежности» и политика, что называется, стала стучаться в окно, то отказаться от ежедневной, порой многочасовой, порции теленовостей  весь 2014 год оказалось делом, практически невозможным.  Потому и смог приступить к очередной публикации лишь спустя год после окончания работы над предыдущей, когда с подписанием  12.02.2015 в Минске  «нормандской четверкой» новых соглашений завершился важный этап «триллера» у границ России, и пришло некоторое душевное успокоение.

Да простят меня те, кому кажется, что политика и проблемы межнациональных отношений находятся слишком далеко от заявленной некогда тематики нашего сайта: математика - МГУ - ВМК. Тут уж - «у кого что болит»! В свое оправдание могу  привести строки из Тютчева (стихотворение «Цицерон»):
                    Блажен, кто посетил сей мир
                   В его минуты роковые!
                  
Его призвали всеблагие
    
              Как собеседника на пир
.

В 2014 году «всеблагие» - боги, вершители судеб людей и мира - дали нам возможность  понять подоплеку многих  исторических событий, и поняв, произвести переоценку ценностей. Для меня, в частности, стало очевидным, что либерализм как экономическая и политическая идея, в которую многие из нас поверили после 1991 года, для нашей страны - ложный путь, ведущий к смертельной для нее зависимости от Запада. Что война, которую Соединенные Штаты развязали на Украине - это способ заставить Россию вернуться на этот  путь, на котором она  находилась  в 1990-е годы стараниями Ельцина и его команды. И что дебальцевский котел, из которого с позором вышли украинские вояки с их заокеанскими советниками - ощутимый щелчок, который нанесла Россия «новому мировому порядку» - стремлению США при помощи доллара установить свою гегемонию во всем мире (лозунг «Novus ordo seclorum» начертан на их однодолларовой банкноте).

Долгое время мне было не понятно, почему на Донбассе русские убивают русских (треть бойцов «Правого сектора» носят русские фамилии и говорят преимущественно на русском), почему на Украине этнические русские, даже получившие в России высшее образование, поддерживают пресловутую АТО (у меня есть такой знакомый, проживающий в Харькове).  Ответ на эти вопросы я нашел в трудах своего великого земляка Льва Николаевича Гумилева, сына великих родителей - Николая Гумилева и Анны Ахматовой. Его пассионарная теория этногенеза, с которой я познакомился, посещая лекции в Музее-квартире на Коломенской, объясняет события на Украине следующим образом.

В результате пассионарного толчка в XIII веке со временем образовалось три этноса, составивших «Русский мир» - русский, украинский и белорусский.  По Гумилёву, этнос – это прежде всего одинаковый стереотип поведения, отличающий его от других этносов по принципу «свой – чужой».  В ХХ веке на территории Галиции (Западной Украины) окончательно сформировался галицийский субэтнос, который представляет собой, по Гумилеву, «химеру» – этническую форму и продукт контакта этносов, принадлежащих к различным суперэтническим системам - западноевропейской и российской. 

«В одной коммунальной квартире» (на одной территории) в Галиции проживают русины, сохраняющие русский менталитет, украинцы-униаты (представители галицийского субэтноса) и поляки-католики. Перешедшие в униатскую греко-католическую церковь православные быстро потеряли чувство своей принадлежности к Русскому миру.   Запад принял их, кривя губы, но при этом  Австро-Венгрия, долгое время владевшая Галичиной, искусственно поддерживала ненависть униатов к своим соседям по «коммуналке». Химеры порождают антисистемы - сообщества людей с негативным мироощущением, с направленностью на разрушение. «Правый сектор», наследник националистической партии УНА-УНСО - типичная антисистема. Образованная на Западной Украине, финансово и политически поддерживаемая Соединенными Штатами, она в той или иной степени распространилась на территорию всей страны.

 Изменение уровня пассионарности этноса во время фазового перехода (переход к инерционной фазе зримо проявился в 1991 году, с развалом СССР) заставляет его части менять свои стереотипы. Тогда наступает раскол этнического поля. После развала СССР и в центральной части Украины из года в год всё больше становилось русских, которых тянет на Запад. Сейчас они называют себя «украинцами». Пользуясь поддержкой, прежде всего, США, используя силу «Правого сектора», в феврале 2014 года они пришли к власти.

Субпассионариям «Правого сектора» (способным грабить безоружных, но не готовым умирать за идею) в Новороссии противостоят пассионарии - как из местных, так и приехавшие добровольцами из России. История - не прямолинейный процесс, но будем надеяться, что, в конечном счете победит та сила, на стороне которой Правда.

Отмечу, что  возглавившие сопротивление киевской хунте в ДНР Игорь Стрелков и Александр Бородай были хорошо знакомы с теорией этногенеза Л.Н. Гумилева, а выпускнику философского факультета МГУ  А. Бородаю посчастливилось лично с ним общаться. По инициативе А. Бородая к 100-летию великого ученого был создан  фильм «Гумилёв. Поэт, политик, пассионарий», в котором Лев Николаевич предстает без глянца, как живой человек,  - фильм можно посмотреть  здесь .

До сих пор на юридическом факультете МГУ работает Анатолий Иванович Лукьянов (р. 7.05.1930). Патриот, во многом не разделявший позиций М.С. Горбачева, но не ставший участником ГКЧП, он много сделал для того, чтобы все книги Л.Н. Гумилева были напечатаны еще при жизни ученого. Лукьянова, публиковавшего свои стихи под псевдонимом «Осенев», собирателя записей голосов поэтов «Серебряного века», с Л.Н. Гумилевым познакомил в середине 1960-х годов Лев Александрович Вознесенский (р. 26.04.1926), политобозреватель ЦТ. Сын расстрелянного по «Ленинградскому делу» А.А. Вознесенского,  он  был репрессирован и в 1950-1953 гг. отбывал срок в одном лагере с Гумилевым. Лев Николаевич, как опытный зэк,  помогал молодому выпускнику экономического факультета МГУ тянуть лямку, подчас спасая его от голодной смерти. Своими воспоминаниями о Гумилеве  Лев Вознесенский делится в фильме «Лев Гумилев. История с географией» здесь .

И в заключение - хочу, чтобы мы помянули добрым словом ушедших в 2014 году наших учителей: академиков РАН В.А. Ильина,   Д.П.  Костомарова, кфмн, одного из пионеров компьютерной графики Ю.М. Баяковского, кфмн, заместителя декана факультета Б.И. Березина , создателя ЭВМ с троичной логикой Н.П. Брусенцова .

 Редактор сайта  Вячеслав Губочкин

 

Вячеслав Губочкин.
Закат в Европе

(по возвращению из Крита и Санторини)

 

Эхо войны на Украине настигло меня в день отлета на Крит 29.07.2014. Приехав в аэропорт "Пулково", я увидел, что здание оцеплено и в него не пускают. Из-за звонка о заложенной (и не найденной) бомбе рейс на Ираклион - столицу острова -  был задержан на 3,5 часа. Как потом узнал из всеведущего Интернета, телефонный террорист звонил с территории Украины, подконтрольной Киеву. Одновременно был задержан и рейс на Киев, но о неудобствах своих земляков  неведомый борец с "москалями", скорее всего, даже и не думал. Других неприятных приключений в 12 последовавших дней отдыха не было.

Перелет на родину старейшей европейской цивилизации (2700 - 1400 гг. до н.э.) - Минойской - занимает  4 часа.  Город Ираклион (Heraklion) назван в честь известного всем Геракла.  Неподалеку находится знаменитый Кносский дворец царя Миноса, в раскопки которого, начатые в 1900 году, англичанин Артур Эванс вложил немало своих сил и средств. Вид, который имеет дворец в наши дни, во многом является его заслугой. Рядом с дворцом видны контуры Лабиринта, некогда построенного мастером Дедалом для содержания Минотавра. 

  Из памятников, заставляющих вспомнить мифы Древней Греции,
мне больше всего понравился "Бык, похищающий Европу" в столице провинции Лассити городе Айос-Николаос (Святой Николай).

В золотогривого быка, по легенде, превратился бог Зевс, местный уроженец. На Крит, переплыв море, он привез красавицу-финикийку Европу, и здесь она родила ему трех сыновей. Один из них, Минос,  стал основателем Минойской цивилизации. В XV веке до н.э., в результате гигантского извержения вулкана на близлежащем острове Тира, в 1204 году переименованном в Санторини, эта цивилизация пришла в упадок. Наследницей ее стала Крито-Микенская цивилизация с центром в городе Микены материковой части Греции.

"Пляжный" отдых в элитном поселке Элунда, что находится в 10 км от Айос-Николаос, я совмещал с экскурсиями. Запомнилась морская прогулка к острову Спиналонга, крепость на котором - свидетель непримиримой борьбы греков и турок на протяжении пяти столетий, вылазка в город Айос-Николаос с красивейшим озером Вулесмени прямо в его центре, "критский вечер" с ужином и красочной фольклорной программой. Мне удалось также побывать на чудо-острове Санторини, привлекающем туристов со всего света своими сказочными видами. На острове впечатлил археологический музей с раскопанным из-под вулканического пепла городом - "свидетелем" минойской культуры.

Фотогалерея с комментариями - здесь .

Очень жалею, что не смог увидеть на Санторини знаменитые закаты - экскурсия длилась всего 1 день. Самолет на материк улетал в 20 часов, а автобус, доставляющий туристов в местный аэропорт от археологического музея, начал колесить по острову  уже в 18-30.  И, по счастью, не увидел на Крите "Заката Европы", которому посвящена знаменитая книга Освальда Шпенглера (1918 г.), - с его гей-парадами и прочими "странностями", характерными для стареющих цивилизаций. В чем-то эта книга, постулирующая неизбежность упадка, со временем, любой цивилизации ("культуры", по Шпенглеру), перекликается с "Этногенезом и биосферой Земли" Льва Гумилева.

Пассионарный толчок, приведший к созданию западноевропейского суперэтноса, Гумилев относит к VIII веку - времени распада империи Карла Великого и началу завоевательных походов викингов. Таким образом, западноевропейскому этносу уже 1200 лет, и он вошел в стадию обскурации, когда количество пассионариев в нем ничтожно мало, ниже уровня гомеостаза - как это было, к примеру, с римским суперэтносом в 3-5 вв. н.э.

А "новые" (отличные от "древних" - составивших костяк Византийской империи) греки - относительно молодой этнос, не особенно расположенный растворяться в западноевропейском суперэтносе. Принято считать, что новогреческий этнос начал формироваться с момента падения Византийской империи в 1453 году. В период туркократии, которая продлилась до 1821 года, его лоном была  Православная церковь с только ей свойственными архетипами мышления. Этнические чистки османами периодически проводились, но в целом именно в период туркократии понятия "грек" и "православный" стали синонимами. Интересно, что в местностях  с преимущественно греческим населением на юге Италии после падения Византии православие было запрещено, и  за несколько поколений обращенные в католичество  утратили свою этническую идентичность. После 1821 года греки перестали называть себя "ромеи" (римляне), вернув себе древнегреческий этноним "эллины". Пассионарность греческого народа  проявилась во время II мировой войны, когда партизаны, в том числе, и на Крите, оказывали  сопротивление оккупантам - итальянским и немецким фашистам.

Чтение книг Льва Гумилева - весьма увлекательное занятие. Мировая история в них предстает с точки зрения его теории этногенеза. Можно читать и скачать:

1.  "От Руси до России "
2.  "Древняя Русь и Великая степь"
3.  "Этногенез и биосфера Земли"

Самая полная биография Л.Н. Гумилева:
Сергей Беляков. "Гумилев сын Гумилева"

Пассионарии земли русской

За большой вклад в образование, становление и защиту Донецкой Народной Республики и проявленные при этом мужество и героизм постановляю: Присвоить звание Героя Донецкой Народной Республики и наградить Золотой звездой Героя Бородая Александра Юрьевича и Стрелкова Игоря Ивановича.                    
 Из Указа Главы ДНР А.В. Захарченко 4.11.2014  

Двум москвичам удалось сделать в ДНР то, что когда-то своей дальновидной политикой совершил князь Александр Невский, "основатель" великоросского этноса, а именно: провести государственность Донецкой Народной Республики через "инкубационную" фазу развития, т.е. "от зачатия до рождения".

 В 1203 году, после взятия и разграбления  Киева смоленским князем Рюриком Ростиславичем, государство Киевская Русь прекратило свое существование. Славянский суперэтнос, возникший в I веке н.э., перешел к тому времени в фазу обскурации. В результате миграций он распался на множество этносов, часть из которых после смешения с коренным населением образовывало т.н. «этнические химеры» и сходила с исторической арены. Такая же участь грозила будущему великоросскому этносу, занимавшему пространство между Окой и Волгой. В условиях феодальных междуусобиц и внешней агрессии (монгольское - Батыя - нашествие 1237 - 1238 гг., «натиск на восток» немецких рыцарских орденов) русичи могли или войти в состав западноевропейского суперэтноса, став в нем людьми второго сорта, или же, перемешавшись с мерей, мордвой, муромой, куманами, «аннигилировать». 

 Князь Александр Невский  (1221 - 1263) и его соратники принадлежали к поколению пассионарного толчка XIII века - новых людей, поднявших Русь на невиданную ранее высоту.  Александр Ярославич провозгласил принцип альтруистического патриотизма: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (цитата из Евангелия от Иоанна - 15:13). Его этика  разительно отличалось от нравов древнерусских удельных князей, для которых нормой были обман и предательство. Великороссия, чтобы не погибнуть, вынуждена была объединяться, а также  заключить военный союз с Ордой. Сам князь Александр сумел стать выше личных эмоций (в Орде был отравлен его отец)  и в 1251 г. побратался с сыном Батыя, христианином несторианского толка Сартаком, став, таким образом, приемным сыном хана. В этот период великоросский этнос переживал инкубационную фазу, у него не было  даже общего наименования. Тогда говорили: «Московиты, тверичи, рязанцы, смоляне, новгородцы», и только в 1380 г. с Куликова поля вернулись  русские.  В соборном мнении потомков выбор  Александра Ярославича получил высшее одобрение: за беспримерные подвиги во имя родной земли Русская православная церковь признала князя святым (подробнее здесь ).

Александр Юрьевич Бородай (р. 26.07.1972) был лично знаком со Львом Гумилевым. Его отец, Юрий Мефодьевич Бородай (1934-2006), окончил сразу два факультета МГУ - философский и журналистики, был сотрудником Института философии РАН, другом и пропагандистом трудов Гумилёва. Рецензия Ю. М. Бородая на книгу Гумилёва «Этногенез и биосфера Земли», опубликованная в журнале «Природа» (№4 за 1981 год), здесь, вызвала резкую реакцию в Академии Наук СССР (академики Рыбаков, Бромлей), в итоге за «идеологический промах» заместитель главного редактора журнала В. А. Гончаров был уволен. Александр Бородай, как и его отец, закончил философский факультет МГУ (1994 год). Сотрудничал с патриотически настроенными бизнесменами, воевал добровольцем в Приднестровье, как журналист РИА «Новости», телеканалов ОРТ и НТВ освещал 1-ю чеченскую войну. 

С Игорем Стрелковым (Гиркин Игорь Всеволодович, р. 17.12.1970) А. Бородай познакомился в 1995 году.  В 2014, после «майданного» переворота в Киеве, они оба по зову сердца отправились в Крым, чтобы помочь его пророссийски настроенным лидерам (Сергей Аксенов, Алексей Чалый) бескровно воссоединить Крым с Россией. В Севастополе к Бородаю стали обращаться за советом «ходоки» с Донбасса, опасавшиеся нашествия антироссийски настроенных националистов. В апреле 2014 г. друзья отправились  в новую «командировку» - на Донбасс, где А. Бородай стал заниматься вопросами военного и гражданского строительства в ранге Председателя Правительства ДНР - об этом он 18.11.2014 подробно рассказал в телеинтервью писателю Александру Проханову, здесь .

13.04.2014 Игорь Стрелков во главе отряда в 58 человек вошел в город Славянск Донецкой области и на протяжении трех месяцев (до 05.07.2014) оборонял этот форпост ДНР на пути к Донецку от превосходящих сил хунты, за что снискал в непризнанной республике всеобщее уважение. 16 мая он был назначен министром обороны ДНР и командовал войсками ополчения вплоть до увольнения с этого поста 14.08.2014.  Приказ об увольнении Стрелкова был подготовлен А. Бородаем, который объяснял во многочисленных интервью необходимость их обоюдного ухода с главных постов ДНР высшими политическими соображениями (руководить обороной ДНР должен уроженец Донбасса). Бородай же рекомендовал на пост нового главы ДНР 38-летнего Александра Захарченко. Бывший руководитель Стрелкова в ФСБ утверждал в анонимном интервью, опубликованном в декабре 2014 года, что за удалением Стрелкова из Новороссии стоял вице-премьер ДНР Владимир Антюфеев, который, по его словам, «выполнял указание сверху об устранении Стрелкова с командной должности и возвращении в Россию». 23.09.2014 генерал-лейтенант Антюфеев, ранее возглавлявший МГБ  Приднепровской Молдавской Республики, был также уволен в отставку.

Присоединение Крыма, победы «Русского мира» в Новороссии способствуют росту национального самосознания и в России, выработке новых национальных идей.  «Социально ориентированное, основанное на христианских ценностях государство — это цель, ориентир и стратегия настоящих русских патриотов. В достижении данной цели совершенно свободно могут объединиться "правые" и "левые", сторонники монархии и социализма» — пишет на своем сайте Игорь Стрелков. И далее: «Пятнадцать последних лет Россия готовилась к рывку в великое русское будущее. Пришло время его совершить».

Территорию ДНР друзья покидали вместе, однако с тех пор их пути разошлись, поскольку Стрелков не смог внутренне согласиться со своим отстранением.   Бородай называет Стрелкова героем, но плохим политиком. Несомненно, они оба  являются пассионариями, поскольку за идею возвращения Донбасса  в Русский мир не раз рисковали жизнью. Ни один из них не получил от правительства России заслуженных наград, хотя многие добровольцы - участники событий 2014 года в Крыму и на Донбассе - их были удостоены.  Что и не удивительно: в инерционной фазе этногенеза, в которую Россия вступила, по мнению Л.Н. Гумилева, в 1991 году, пассионарии не ценятся.

 

Лев Гумилев в 1934 г.

 

Музей-квартира
Л.Н. Гумилева

 

Мемориальная доска на доме
(Коломенская, 1), в котором  последние два года жил 
          Л.Н. Гумилев     

 

Марка в честь столетия Л.Н. Гумилева

 

Гумилёв Лев Николаевич (1.10.1912, Санкт-Петербург - 15.06.1992, Санкт-Петербург)
советский историк, востоковед, писатель, переводчик, академик РАЕН.

Родился в семье великих русских поэтов Николая Гумилёва и Анны Ахматовой.  В 1929 г. закончил школу №1 г. Бежецка Тверской области. В 1934 г. поступил на первый курс исторического факультета Ленинградского университета, а в 1935 г., по постановлению студенческой комсомольской ячейки,  исключен со второго курса как «антисоветский человек». С 1938 по 1943 гг. находился в заключении. В 1944 г. добился права уйти  добровольцем в Красную Армию. Участвуя в боях на территории Польши и Германии в составе артиллерийского полка,  дошел до Берлина. Рядовой Л.Н. Гумилёв был награжден  медалями «За победу над Германией» и «За взятие Берлина», грамотами-благодарностями командования.

В 1946 г. Л. Гумилев экстерном сдал экзамены в ЛГУ и получил диплом историка. В 1948 г. блестяще защитил диссертацию на степень кандидата исторических наук по теме «Подробная политическая история первого тюркского каганата», принят научным сотрудником в Музей Этнографии народов СССР. 7 ноября 1949 г. был вновь арестован, осуждён Особым совещанием на 10 лет, которые отбывал в   лагерях особого назначения в Казахстане и в Кемеровской области. В 1956 году реабилитирован по причине отсутствия состава преступления. В 1961 г. стал доктором исторических наук (тема диссертации: «Древние тюрки. История Срединной Азии на грани Древности и Средневековья (VI—VIII вв.)»). В 1967 г.  в переработанном виде  диссертация была напечатана в виде книги «Древние тюрки» - главным образом потому, что, как писал автор в «Автонекрологе», «нужно было возражать против территориальных притязаний Китая, и как таковая моя книга сыграла решающую роль. Китайцы меня предали анафеме, а от территориальных притязаний на Монголию, Среднюю Азию и Сибирь отказались».

 В 1974 году успешно прошла защита докторской диссертации по географии на базе монографии «Этногенез и биосфера Земли» - основного труда Л.Н. Гумилёва, но ВАК отказал в присуждении степени. Написанные в течение 15 лет после этого книги Гумилева не печатались. С депонированной монографии было снято около 2000 ксерокопий. В 1989 г. стараниями  заместителя председателя Верховного Совета СССР А.Н. Лукьянова запрет на публикацию работ Л.Н. Гумилева был снят.   В 1991 году Гумилев был избран академиком РАЕН. С женой - московской художницей Натальей Викторовной Симоновской (1920-2004) - прожил в браке 24 года (1968 -1992). Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

В 2005 г. в Казани «в связи с днями Санкт-Петербурга и празднованием тысячелетия города Казань» Льву Гумилёву был поставлен памятник, на постаменте которого выбиты слова: «Русскому человеку, всю жизнь защищавшему татар от клеветы». В 1996 г. в столице Казахстана  Астане именем Гумилёва был назван крупнейший ВУЗ -  Евразийский Национальный университет.  Биографический фильм о Л.Н. Гумилеве (из цикла «Гении и злодеи») - здесь .

 
 ФОРМУЛА И ГРАФИК ПАССИОНАРНОСТИ

Согласно теории Л.Г. Гумилева время существования суперэтноса составляет
1300 -1500 лет.
 Свою "формулу пассионарности" Гумилев вывел, проведя анализ истории 40 этносов.

Главным научным достижением Л.Н. Гумилева является Пассионарная теория этногенеза. Пассионарность он определял так: «активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели (часто иллюзорной) и в способности к сверхнапряжениям и жертвенности ради этой цели». Гумилёв не утверждал, что процесс этногенеза зависит единственно от пассионарности, он включал и другие факторы: этническое окружение, географическая среда, уровень социально-экономического развития и технической оснащенности. Наибольшую роль, однако, играет явление, названное Гумилёвым «пассионарным напряжением»: количество пассионариев в этносе, соотношение пассионариев с обывателями и субпассионариями. «Пусковой момент» этногенеза, — это внезапное появление некоторого числа пассионариев и субпассионариев. Фаза подъёма сопровождается быстрым увеличением числа пассионариев; акматическая фаза характеризуется максимальным числом пассионариев; фаза надлома  — это резкое уменьшение их числа и вытеснение их субпассионариями; инерционная фаза  — медленное уменьшение числа пассионарных особей; фаза обскурации  — почти полная замена пассионариев субпассионариями, которые в силу особенностей своего склада либо губят этнос целиком, либо не успевают погубить его до вторжения иноплеменников извне. 

 
 
 
 

Последнее  обновление  06.06.15      Дизайн: © В. М. Губочкин